«Все это было у нас». По какому сценарию развиваются события в Грузии
По какому сценарию идут события в Грузии и почему COVID-19 был бизнес-проектом, обсудили в программе «Вечерний политический канал» на «Радио-Минск» ведущие Кирилл Казаков, Алёна Родовская и генеральный продюсер Белорусского радио Антон Васюкевич.
Опыт против сценариев
Кирилл Казаков: — За последние четыре года только ленивый не сказал, что белорусские СМИ изменились. Сейчас у нас началась первая с 2020-го президентская электоральная кампания, и как-то перестали говорить о том, что нужно быть добрее в инфополе, прощать кого-то. Насколько актуальна сегодня модель непрекращающейся информационной борьбы с нашей стороны?
Антон Васюкевич: — А за что прощать? Может, за предательство? За измену? Эти вещи непростительные. То, что нашу медиасреду так сильно встряхнул 2020 год, хорошо. Не зря говорят: если бы 2020-го не было, то его следовало бы придумать. Раньше у нас действительно главенствовало мнение, что журналистика должна стремиться к нейтральности. Но те, кто подсказывал нам это, готовили государственный переворот. Нас учили толерантности люди, которые всегда проповедовали агрессивную журналистику.
Кирилл Казаков: — Сейчас в Грузии реализуется сценарий, очень похожий на наш в 2020-м: баррикады, девочки с цветами, бабушка с флагами, свадьбы на фоне. Все это было у нас, в Украине и спустя четыре года в точности повторяется в Грузии. Неужели никто не пытается придумать что-то новое?
Антон Васюкевич: — Все просто — это социальные, психологические, проверенные временем политические технологии. Подобные инструменты будут использовать до тех пор, пока они работают. То, что мы оказались во многом не готовы к ним, — наша недоработка. Я поездил по европейским конференциям, и выяснилось, что там все это знали с 2010 года, были озабочены этими вопросами. Мы в 2020-м все это увидели, почувствовали на себе, потому перестроили наши СМИ и теперь прекрасно разбираемся в фейках и других медиатехнологиях.
Зачем был COVID?
Кирилл Казаков: — Американский парламент опубликовал итоги официального расследования, где говорится о том, что вирус, который мы все знаем под именем COVID-19, был создан на деньги США.
Алёна Родовская: — Самым страшным в пандемии стала не сама болезнь, а инфодемия, которая захлестнула все каналы информации. Я смотрела на то, что происходит, и думала: как некстати перед президентскими выборами нам в стране такая напасть.
Кирилл Казаков: — А кому-то это было очень кстати.
Алёна Родовская: — Как оказалось, принятые Президентом непопулярные решения реально спасли Беларусь от локдауна.
Антон Васюкевич: — Я смотрю на ситуацию с ковидом как на бизнес. Кто-то на этом хорошо заработал. Вообще, любое появление в мире таких эпидемиологических катастроф больше всего волнует людей, потому что каждый естественным образом переживает за свое здоровье. Проблема на самом деле была не столько в вирусе, сколько в неготовности систем здравоохранения почти всех государств мира, особенно европейских. Платная медицина в ЕС привела к тому, что страны оказались неспособны закрыть потребности общества в медицинской помощи.
Алёна Родовская: — Наша система справилась лучше.
Антон Васюкевич: — У нас предприняли четкие меры: красные зоны в больницах, массовые закупки аппаратов ИВЛ. Все было организовано для того, чтобы справиться с этой напастью. Вспомните, как Глава государства личным примером показал: нужно не бояться, а помогать людям. Он шел в красные зоны и поддерживал больных. Многие тогда были в шоке: мол, куда вообще смотрит служба безопасности? А что они могли сделать? Он все равно туда пошел бы, потому что этим в тот момент жила страна.
Кирилл Казаков: — Главное, что не остановили экономику и не закрыли всех по домам. А заработать на белорусах все-таки пытались: помню, продавали туры в Польшу и Украину с обязательной возможностью вакцинации западной вакциной AstraZeneca.
Тогда еще особо одаренные люди писали, что те, кто прививается российской вакциной, дураки, а вот мы, прогрессивные, едем в Белосток за западной.
Алёна Родовская: — В итоге эти западные прививки привели чуть ли не к большему количеству смертей во всем мире, чем из-за самого вируса.
Кирилл Казаков: — А сколько глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заработала на вакцинации? Сколько отмыла денег? Этими вопросами никто не задается. То есть на вирусе нажились западные фармацевтические гиганты, а на войне в Украине сейчас зарабатывают оружейные корпорации. Ни одна из тех компаний, которые реально помогали людям, больших денег не получила.
Антон Васюкевич: — А как резко все закончилось. Произошла смена информационной повестки с ковида на войну. Все резко вылечились? Конечно, нет. Тем не менее пандемия волшебным образом пошла на спад, а многие склады с вакцинами, закупленными в Европе за деньги налогоплательщиков, так и стоят нетронутыми.
Кирилл Казаков: — С момента окончания пандемии новости об африканских вирусах и о новых азиатских заразах уже не цепляют. Хотя стоит вспомнить, что на последнем форуме в Давосе глава Всемирной организации здравоохранения заявил: медикам нужно сформировать полицейские силы. Наверное, чтобы прививать людей под дулом автомата…
Алёна Родовская: — Так они еще и новую болезнь X анонсировали и уже предложили покупать вакцину от того, чего пока нет.
Кирилл Казаков: — В такие моменты вспоминаю свои командировки на Кавказ, где тебе в салат добавляют какую-нибудь траву и говорят, что она помогает от всех болезней.