Все лучшее детям, или Страсти по гимназии

Елена Денисенко
Автор материала:
Елена
Денисенко

Вступительная кампания в гимназии с каждым годом привлекает все больше внимания, а родительский ажиотаж приобретает все более искаженные черты. Чтобы попасть в заветные учреждения, особо целеустремленные мамы готовы штурмовать их, невзирая на время суток и возраст ребенка. А потом заполнять Интернет рассказами о том, как «на подачу документов очередь занимали с рассветом» и «да, дитё должно обязательно пойти в первый класс при гимназии, пусть сразу к поступлению начинает готовиться»…

Параллельно набирает обороты, назовем ее так, антигимназическая агитация. Заметили? На этом полюсе звучат другие голоса: «Детей туда не отдам, у них времени, кроме учебы, ни на что больше не останется», «Слышала, что уже в четвертом классе ребята не вылезают из учебников, только чтобы поступить в гимназию. Это неверно, у детей должно быть детство», «Зачем вообще поступать в гимназию? Ведь в выпускных классах к поступлению с репетиторами готовятся все, и гимназисты, и школьники…»

С каждым из этих утверждений можно и соглашаться, и спорить одновременно. Но главное, мне кажется, изначально определить — а нужно ли это самим детям? Понимают ли они, во что, скажем так, ввязываются? Нацелены ли они грызть и САМОСТОЯТЕЛЬНО пережевывать гранит науки?

Разумеется, далеко не каждый десятилетний человек способен с холодным сердцем и трезвым расчетом подойти к вопросу поступления. Наша родительская задача как раз и состоит в том, чтобы ПОМОЧЬ определиться ВМЕСТЕ с ребенком, а не ВМЕСТО. Приглядеться к способностям сына или дочери, прислушаться к мнению классного руководителя, которая за четыре года успевает «просканировать» малышей получше всякого рентгена. А еще узнать у самого ребенка, что он думает о поступлении. И тогда не придется тратить драгоценное время игр на свежем воздухе, катания на велосипедах и чтения сказок на муштру и дрессировку с целью получить идеального малолетнего абитуриента.

Как-то, общаясь с детским психологом Анной Скорняковой, услышала от нее, что школа сегодня, как правило, не ассоциируется у ребят с чем-то новым и интересным:

— Они в ней уставшие, задерганные родителями: «Ты должен, ты должен…» Мамы и папы сами бегут в этом колесе и увлекают за собой детей. Эффект толпы заразителен, но ему надо уметь противостоять.

Но даже опытным педагогам порой бывает сложно переубедить родителя. Мы хотим, чтобы дети были лучше нас. А значит, обычная средняя школа, в которой, может быть, учился и набивал свои первые шишки папа, уже не «комильфо». Нужна гимназия, и чтобы новость о маленьком умнике и вздохи о сложностях его поступления разнесло сарафанное радио по всем песочницам страны.

Рассуждая, психолог предлагает искать причины такого родительского поведения в их же воспитании. Поколение детей 1990-х в какой-то момент оказалось обделенным вниманием своих мам и пап. Сначала взрослым было не до жиру, решали насущные вопросы типа «прокормить-одеть», потом отсутствие тесного общения вошло в привычку. И тогда «на выручку» старшим пришли, в частности, платные вузы. Мы прекрасно понимаем, что высшее образование, не подкрепленное способностями и желанием чего-то добиться, ничего не дает: ни карьеры, ни денег, ни счастья. Но все повально шли в институты. Взращенная на такой модели молодежь, став папами и мамами, принесли эту систему в свою взрослую жизнь (спасибо бабушкам). Только теперь до вуза не ждут, повально воспитывая личных маленьких гениев уже с пеленок.

…Поступление в гимназию не обошло стороной и нашу семью. Средний сын в середине 4-го класса объявил о принятом решении штурмовать одно из учебных заведений города. Тут же были куплены справочники по русскому, белорусскому языкам и математике. Несколько раз я даже продиктовала ему что-то из коротеньких текстов, а папа подсказал алгоритмы решения типичных задач. Учитель в школе (к слову, деревенской) тоже ввязалась в бой: вызывала его к доске по самым сложным вопросам. «Не волнуйся, мама, все будет хорошо: чему-то же меня учили все четыре года начальной школы,» — услышала я от сына перед первым экзаменом. Нам с мужем осталось только радоваться трем «десяткам».

В новом учебном году за парты столичных гимназий сядут почти четыре с половиной тысячи пятиклассников. И я горжусь тем, что среди них будет и мой свежеиспеченный, а главное — осознанный гимназист.

Самое читаемое