Все путем: ищем на набережной Свислочи следы язычества

Вместе с историком корреспонденты агентства «Минск-Новости» отправились искать следы языческого храма в центре Минска.

Пожога_1645 copy

Гид: Александр Медведев, кандидат исторических наук, заведующий отделом археологии первобытного общества Института истории Национальной академии наук Беларуси.

Маршрут: по набережной Свислочи от пересечения улиц Ленина и Ульяновской до пересечения улицы Белорусской и Круглого переулка.

Шаг первый

Пожога_1635 copy

Наша экскурсия началась на улице Ульяновской, неподалеку от ресторана «Старое русло». Направляемся к Свислочи. Сейчас в этом месте пустырь и уже ничто не напоминает о том, что на протяжении тысячи лет сюда приходили попросить помощи у бога Велеса. Здесь было минское капище – пространство языческого храма.

До середины XIX века эта территория не входила в границы города. Капище окружал лес. Обряды проводил знахарь-хранитель Севастей. Имя хранителя капища передавалось от отца к сыну. Последний знахарь был репрессирован в 1927 году.

На территории капища находились дуб «Волат», валун «Дед» и жертвенный огонь «Жижа». От камня, располагавшегося вблизи реки, в воду вел настил. Он на метр нависал над Свислочью, покоясь на сваях. Вокруг этого священного треугольника был установлен тын из еловых лапок.

В 1888 году православная церковь добилась от городской власти согласия на ликвидацию языческого капища – приближалось 900-летие Крещения Руси.

Дуб спилили, затушили священный огонь, разрушили жертвенник. Лишь валун жандармы не смогли или не захотели выворачивать из земли. На белорусских землях было особое отношение к языческим святилищам. Чаще всего их не уничтожали, а освящали, устанавливали крест и начинали проводить богослужения. Так было и на минском капище.

В XX веке территория бывшей глухой окраины стала практически центром города. О капище напоминал лишь валун «Дед» на берегу Свислочи.

– История минского капища хорошо изучена, – рассказывает Александр Медведев. – Ученый-этнограф Михаил Кацер собрал воспоминания очевидцев служения Севастея в конце XIX – начале XX века, опубликованы работы археологов Георгия Штыхова, Эдварда Зайковского, Людмилы Дучиц. Немало сведений нашли горожане, старавшиеся защитить эту страницу истории Минска.

– Не раз обсуждались предложения восстановить капище, вернуть Минску одну из его достопримечательностей.

– Это возможно, но пока ни один проект не был одобрен. Например, проект, представленный этим летом на общественное обсуждение, абсолютно не подходит этому месту. Если анализировать, получается, что на минском капище поклонялись Перуну. Это его идол устанавливали в центре и окружали изваяниями остальных языческих богов. Но на минском капище поклонялись Велесу.

– А если восстановить капище в том виде, в котором оно существовало в позапрошлом веке? Вернуть на место валун «Дед», жертвенник, тын, настил, посадить дуб или сделать из современных материалов бутафорский ствол того самого «Волата»…

– Проблема в том, что при строительстве второй линии метрополитена русло реки Свислочь было перенесено. Восстановленное на историческом месте капище окажется отрезанным от реки, которая была его неотъемлемой частью. К слову, это место, где мы стоим, в начале прошлого века находилось на противоположной стороне реки. Значит, капище должно смотреть на улицу Ульяновскую и быть отгорожено тыном от Свислочи.

Правильнее сделать так, как поступили с первой минской каменной церковью на замчище. На ее историческом месте установлен памятный знак, дорожками обозначены границы, а в стороне воссоздана точная копия. Ничто не мешает поступить точно так же с капищем.

Шаг второй

2(снимок выходил уже) copy

По набережной Свислочи идем по течению реки до пересечения улицы Белорусской и Круглого переулка. Чуть в стороне от него растет дуб, который имеет отношение к минскому капищу. Существует легенда, что, когда спилили дуб «Волат», кто-то подобрал его магический желудь и посадил там, где ничто не помешало бы дереву вырасти. Этот дуб на улице Белорусской считается сыном «Волата». Его возраст более 120 лет. Как раз примерно столько, сколько прошло с тех пор, когда был уничтожен его отец.

Считается, что, когда желудь пророс, магическая сила «Волата» перешла к молодому дереву. Может, поэтому до сих пор некоторые минчане приносят к нему подаяния на Пасху: камни, конфеты, яйца. Как когда-то его отцу «Волату», которого почитали как священное дерево.

– Сухие ветви, большое дупло в четыре обхвата (могли обхватить четыре человека раскрытыми руками), возраст больше тысячи лет – так описывали дуб «Волат», – говорит Александр Медведев. – Его желуди считались целебными. Знахарь Севастей давал один желудь «Волота» взамен на яйцо. Считалось, что приготовленный из него напиток лечил от многих болезней.

Под раскидистыми ветвями дуба молились. На них вешали оброки – тканые рушники и намитки, чтобы избавиться от многих недугов и горестей.

– Точный возраст капища установить невозможно, – продолжает Александр Медведев. – Ему примерно столько же лет, сколько было бы сегодня «Волату». Он рос на болотистой местности у реки. Условия для дуба не самые подходящие. Значит, его специально посадили у «Деда».

Шаг третий

дед copy

Возле дуба на улице Белорусской завершаем пешую часть экскурсии по минскому капищу. Чтобы попасть к валуну «Дед», нужно съездить в Музей валунов в Уручье. Сегодня этот камень – часть стилизованной композиции, символизирующей карту Беларуси. «Деда» ищите по центру – там, где Минск.

Когда капище действовало, весь валун был увешан рушниками. Одаривали «Деда» и особыми подношениями – лили на него мед, вино. Если девушка хотела удачно выйти замуж, она вешала на него рушник – обязательно собственноручно вышитый. Ткань должна была оставаться на камне 33 дня. Если его сняли или украли, то подношение повторяли. Чтобы забеременеть, женщины приходили три ночи подряд на капище, поднимали юбку и садились на камень. Верили, что этот ритуал поможет.

Капище прекратило свое существование в прошлом веке. Про чудодейственный валун «Дед» помнили только старожилы. Вскоре от леса, который окружал языческий храм, не осталось и следа, вокруг выросли дома. В 1988 году при строительстве второй линии метро русло Свислочи было решено передвинуть. Что делать с валуном, строители не знали. Думали просто скинуть в реку. Но этого не случилось – валун сберегли. Теперь он один из ценнейших экспонатов Музея валунов в Уручье.

Фото агентства «Минск-Новости»

Самое читаемое