Всегда ли столичные зодчие умело пользуются цветовой палитрой

Никто не хочет жить в сером и безликом городе, но цвет в архитектуре, согласитесь, штука опасная. Пользоваться им следует умело и очень осторожно. Какие подходы можно использовать – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

В среднем каждый год в Минске 167 пасмурных дней, 170 с переменной облачностью и лишь 28 дней в году светит солнце. Яркие фасады городских зданий, конечно, могут поднять настроение в непогоду. Но всегда ли столичные зодчие пользуются палитрой умело?

50 оттенков

На эти рассуждения меня натолкнуло весьма противоречивое впечатление от вида здания, стиль и цвет которого, уверен, с затруднением определит даже специалист. Явно нетиповое строение в переулке Одинцова во Фрунзенском районе, безусловно, выделяется на фоне бело-серых многоэтажек. Но каким принципом подбора колера руководствовался архитектор, сказать невозможно, ведь и без того сложно-выпуклый фасад этого, между прочим, жилого дома окрашен во все цвета радуги. На его фоне даже торговый центр кроваво-красного цвета у «Минск-Арены» смотрится куда сдержаннее. Дизайн этого сооружения весьма оригинален, но вписывается ли такое яркое пятно в современную, но все же спокойную колористику проспекта Победителей, большой вопрос.

Обратимся к другому примеру, менее радикальному, но все же заметному. Площадь Независимости — одна из крупнейших в Европе. Еще в детстве она осела в моей памяти как монументальный ансамбль (именно ансамбль!) в строгих натуральных бетонно-серых тонах Дома правительства, БГУ, педагогического института, Мингорисполкома. В конце 1990-х зданиям вернули былой шик, смыв специальным устройством налет времени. Исторические строения получились как новенькие. В 2000-е их вдруг покрасили: светло-бежевый, салатовый — тона спокойные, пастельные, но тот самый строгий образ из детства оказался испорчен. Возможно, это мое личное впечатление, но я за историческую справедливость.

Лицо Минска

Многие дома центральной и послевоенной части проспекта Независимости тоже подновили краской. Но ведь архитекторы не все из них задумывали цветными. Да и колер колеру рознь: только желтого 136 оттенков! Нетронутым остался мой любимый ГУМ с великолепным фасадом, который блестит на солнце благодаря вкраплениям слюды. Здание Национального банка подретушировали краской весьма удачно, почти не нарушив первоначальный облик. И здесь должен быть уж точно гиппократовский принцип «не навреди!». Ведь центральная часть проспекта Независимости — лицо столицы, по-прежнему претендующее на место в списке мирового наследия ЮНЕСКО.

Пестрая палитра

«С историческим центром все понятно. Давайте же поярче раскрасим спальные районы», — скажут некоторые. А я не соглашусь. Цветные детали, конечно, украшают унылые панельные многоэтажки, но и здесь важно не переборщить. Неплохой пример — относительно новые столичные спальники Каменная Горка, Лебяжий, Лошица. Очевидно, что цветовая гамма здесь продумана еще на стадии проектирования всего района. Поэтому получается, как говорят художники, законченный образ. Чего не скажешь, например, про яркие пятна некоторых реконструированных домов в уже сложившихся районах, где насыщенно оранжевых стен и ультрамариновых балконов отродясь не было. То же порой можно сказать про уплотнительную застройку. Архитекторам этих домов-одиночек следует детально изучить палитру местности, дабы не оказаться белой вороной, а точнее цветной.

Настенная живопись

Стрит-арт дерзко и ярко ворвался в жизнь Минска. Относиться к гигантским картинам на фасадах жилых домов и заводских корпусов можно по-разному. Если это сделано на высоком художественном уровне и не нарушает образ района, то почему бы нет? Некогда индустриально-унылая, а нынче пестрая улица Октябрьская с бразильскими мотивами на заводских фасадах стала настоящим местом притяжения молодежных субкультур, подходящей площадкой для смелых экспериментов. А вот классически-сдержанный «Портрет жены с цветами и фруктами» белорусского художника Ивана Хруцкого на улице К. Маркса, на мой взгляд, удачный пример того, как можно украсить настенными художествами даже исторический центр города, не нарушив его атмосферы.

Что же осталось в сухом остатке? На вкус и цвет товарищей нет. Дабы не оскорбить ничьи взгляды и пристрастия, отмечу: все выше описанное — частная точка зрения автора и лишь робкая попытка спровоцировать здоровую дискуссию, в которой, как известно, рождается истина. А какие цвета из богатой палитры для любимого города подобрали бы вы?

Фото Анатолия Дрибаса

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ