Всевидящее око, или Особенности функционирования мозгового центра метро

Как организовано управление движением в минском метро, кто следит за графиком движения составов и регулирует его при возникновении сбоев, выяснял корреспондент агентства «Минск-Новости».

В помещении за полукруглым столом с несколькими телефонами и мониторами — поездной диспетчер Ирина Баранова. Перед ней 9 больших экранов. Ирина Александровна — один из самых опытных специалистов службы движения.

На верхние мониторы выводятся картинки видеонаблюдения за текущей ситуацией на Московской линии от «Уручья» до «Малиновки», на нижних отражена схема движения, — поясняет Ирина Баранова. — Красный цвет обозначает электропоезда, белый — участки движения между станциями, перегоны и тупики, желтый — готовность маршрутов.

В мои обязанности входят отслеживание графика движения составов, его регулировка при возникновении сбоев. Для этого нужно постоянно взаимодействовать с машинистами, дежурными по станциям и постам централизации, а при необходимости связаться и с руководством предприятия.

Под рукой у сменного диспетчера — кнопки вызова, под столом — две педали для оперативной связи с машинистами и дежурными по станции. Связь с диспетчером службы электроснабжения, к примеру, нужно обязательно держать, когда с контактного рельса снимают напряжение во время ночных работ или в случае нештатных ситуаций (например, при остановке состава, по техническим причинам или при падении пассажира на рельсы). Ночью же в метрополитене идут различные работы: убирают электропоезда, промывают пути, проверяют оборудование, проводят текущий ремонт станционных комплексов.

Самое напряженное время у поездных диспетчеров в часы пик — с 7:00 до 9:00 и с 17:00 до 19:00. Интервал движения в эти периоды минимальный — 2 минуты. Машинисты выполняют команды только поездного диспетчера.

В здании Минского метрополитена, что на проспекте Независимости, 6, располагается и диспетчерская Автозаводской линии, — рассказывает главный диспетчер службы движения Наталья Станько. — В скором времени аналогичное подразделение появится и для строящейся третьей линии. Режим работы — по 12 часов по определенному графику, трудимся и в выходные, и в праздничные дни. Обед или ужин не предусмотрены, но можно быстро перекусить в комнате, где имеются холодильник, СВЧ-печь и чайник. Отлучаться тем более нельзя: дежурный диспетчер должен управлять движением всех составов на линии, а также координировать деятельность причастных к нему служб. В организации работы задействованы и другие диспетчерские: электромеханическая, связи, электроснабжения. Образно говоря, диспетчер в метро — его всевидящее око.

Главный диспетчер службы движения Наталья Станько

Кроме того, специалист должен знать, как действовать при падении, прыжке или спуске человека на рельсы, технической неисправности состава, пожаре, подтоплении, сильном снегопаде и иных чрезвычайных ситуациях. При любом происшествии в метро действия диспетчера расписаны по секундам. Кстати, даже после несчастного случая с пассажиром он обязан оставаться на своем рабочем месте.

Ситуации разные бывают, — продолжает Наталья Станько. — Но диспетчер всегда должен сохранять хладнокровие, самообладание, ясный ум и четкое мышление. Вспоминается мартовский день 2013 года, когда Минск накрыл снежный ураган. Подземка функционировала на пределе своих возможностей, причем минимальный интервал движения электропоездов сохранялся на протяжении всего времени работы. Неудивительно, что тогда был установлен и рекорд предприятия: перевезено полтора миллиона пассажиров! В обычные дни эта цифра редко превышает 900 тысяч. В этом своеобразном достижении, без сомнения, есть заслуга и сотрудников нашего небольшого подразделения.

Материал подготовили Константин Белоус и пресс-секретарь Минского метрополитена Андрей Дроб

ТОП-3 О МИНСКЕ