«А закрасить все можно!» Все ли владельцы овощных точек заботятся о внешнем виде ларьков

Внешний вид плодоовощных ларьков не раз подвергался критике со стороны не только городских властей, но и минчан. Терпят торговые точки разве что за шаговую доступность. Впрочем, записывать в ряды неопрятных всех подряд, естественно, не нужно. Подход к собственному имиджу у предпринимателей разный. Корреспонденты агентства «Минск-Новости» решили это проверить.

Логойский тракт, как и многие другие оживленные улицы, не обделен некоторым количеством лотков. Как минимум пять овощных ларьков мы заметили по дороге на МКАД, потому решили для примера исследовать именно этот район.

Бойкой торговлей киоск привлек издалека. А вот вблизи назвать его вид привлекательным язык не повернется. Окраска не первой свежести с непонятными разводами, пятна ржавчины на потолке. Очевидно, для владельца торговой точки это не главное.

— Как, вы уже скушали все помидоры, что купили вчера? Ну конечно же, берите еще, съедайте и приходите через час снова! — любезничала с очередным покупателем бойкая и улыбчивая продавщица Ирина.

Выяснилось, что за этим прилавком она работает с конца прошлого года. Впрочем, опыта женщине не занимать — раньше торговала в другом людном месте и не в первый раз слышит претензии к виду овощных ларьков.

— Так, значит нужно покрасить? — наши замечания продавщица даже решила записать в блокнот, чтобы после сообщить своему шефу. — Мы работаем до середины ноября, а потом киоски закроются и их все свезут за город на зимнее хранение.

Ирина утверждает, что в этом году киоск уже был покрашен. Но хлипкий металл чувствительный к осадкам, не выдерживает. Вот и образуется ржавчина.

Кассового аппарата, точнее терминала, судьбой которого мы тоже поинтересовались, на точке нет и, вероятно, в этом сезоне уже не будет.

Продавец овощей-фруктов как правило, работает за процент от выручки. В среднем на руки выходит около 30 рублей в день. Немного, но иногда по документам, представляемым владельцами киосков налоговикам, и того меньше. Увы, отсутствие терминала на некоторых точках позволяет скрывать выручку.

— Нас не обязуют, просто попросили поставить, если есть возможность, — признается продавщица. — Это просто в газете написали, что их надо иметь на точке. Ладно, спрошу у начальства вечером. А закрасить все можно! — обещает вдогонку она.

Следующий лоток по ходу движения трамвая расположился возле одного из оживленных перекрестков.

Надо признать, в отличие от предыдущего киоска, здесь все окрашено довольно свежей краской, у продавца под рукой терминал. Однако мелко нарезанная бумага, какие-то обрывки да разломанная картонная коробка у стены ларька явно портят картину.

— Привозят мне, к примеру, дыню, ну я ж не могу за всем уследить, — виновато оправдывается продавщица. — Вот эта коробка не моя. Грузчики наши забирают. А вы постойте тут полчаса и посмотрите, что творится.

По словам продавщицы, она внимательно следит за порядком на своем рабочем месте. Неприятности доставляют прохожие, которые наведываются в местный парк: разбрасывают возле ларька окурки, разрисовывают его стены.

— Я уже устала бороться за чистоту. Думаете, я отгрызла этот кусок арбуза и бросила его здесь? — возмущается продавщица.

Двигаемся к следующему киоску. На фоне остальных он выглядит выигрышно: ни мусора, ни облезлой краски, ни граффити — словом, придраться не к чему. Выясняется, что у этого ларька только один недостаток, но и тот временный.

— Терминал обещают вскоре установить, — убеждает продавец Елена и даже показывает документ, в котором значится, что торговая точка действительно стоит в очереди за оборудованием.

Еще один киоск, к сожалению, оказался закрыт. Уж очень располагала к разговору его наружность: неуемные мастера стрит-арта тут явно перестарались. Зато обращает на себя внимание бумажная табличка: «Работает терминал». Будем надеяться, цивилизованный предприниматель не оставит внешний вид своей торговой точки без внимания.

Меняем маршрут и буквально наугад отправляемся на улицу Академическую. У остановки общественного транспорта, что недалеко от Национальной академии наук, замечаем три вполне достойные конструкции. Подходим — вокруг лотков чисто, а по ним самим видно, что их регулярно окрашивают.

— В торговле я работаю более 25 лет, — рассказывает продавец одного из овощных киосков Наталья Анатольевна. — Начинала с одного из столичных рынков. С тех пор изменилось многое. Сегодня нашим киоскам нелегко — приходится конкурировать с крупными торговыми сетями.

По словам продавца, ее рабочий день начинается с приведения торгового места в порядок. Перед раскладкой товара на витрине нужно обязательно убрать мусор. Конечно, в общественном месте, тем более в центре города, его хватает, так что за чистотой приходится следить постоянно.

Напомним, в Минске овощные ларьки работают с 1 марта до 1 декабря. Зимой — небольшой перерыв. Впрочем, этот режим может корректироваться из-за погодных условий. Например, в этом году из-за морозов киоски открылись в последних числах марта.

— Каждую весну после зимних каникул приводим наш лоток в должный вид: моем, чистим, красим, — продолжает Наталья Анатольевна.

К разговору присоединяется владелица торговой точки Татьяна Петровна, которая только что подвезла свежий товар.

— У меня три киоска. Стараемся поддерживать наши объекты на высоте. Да и районные власти не дают расслабляться, обращают внимание на содержание киосков, — рассказывает она. — Это нормальные требования. Езжу сюда каждый день и всегда слежу за порядком. Может, поэтому серьезных замечаний ко мне не было.

Компетентно

В 2020 г. в Минске функционировали 142 плодоовощных лотка, принадлежавших 50 субъектам хозяйствования. В 2021 г. работают 129 таких объектов.

— Вопрос о внешнем виде некоторых плодоовощных ларьков неоднократно поднимался городскими властями. Поступало предложение вообще не заключать договор аренды с данными субъектами хозяйствования, — рассказала заместитель начальника главного управления — начальник отдела торговли и услуг главного управления торговли и услуг Мингорисполкома Елена Нагорная. — Зимой же они не работают, и город все равно не остается без фруктов и овощей. А летом возникают сплошные вопросы. В частности, у Центра гигиены и эпидемиологии. Очень большой спектр нарушений допускается из-за несоблюдения санитарных требований. Есть вопросы не только к внешнему виду нестационарных торговых объектов, но и к реализации продуктов: просроченные сроки годности, отсутствуют документы о поступлении товара, то есть непонятно, откуда он привезен. Есть претензии к соблюдению санитарных требований самими работниками, начиная от их внешнего вида и заканчивая тем, как организовано рабочее место. Плюс нередко предприниматели занимают площади, не соблюдая условия договора. К примеру, если у них заключен договор с Минским городским центром недвижимости на аренду 5 квадратных метров, могут занять большую площадь.

Напомним, в декабре 2020 г. тему работы плодоовощных ларьков поднимал заместитель председателя Мингорисполкома Юрий Трущенко. Тогда он пообещал, что эти торговые точки не будут убирать с улиц столицы, а всем предпринимателям продлят договоры аренды. Взамен необходимо выполнять строгие требования, установленные законодательством, в частности те, что были озвучены выше.

— В течение сезона (с 1 марта по 1 декабря) посмотрим, как они смогут справиться с их соблюдением, — подчеркнул зампредседателя Мингорисполкома.

По словам Ю.Трущенко, если эксперимент пройдет удачно, то этот вид торговли получит цивилизованное развитие, достойное столицы. Если же субъекты хозяйствования не смогут наладить работу должным образом, то городские власти будут вынуждены корректировать ее административными мерами.

Фото автора и Сергея Лукашова

Смотрите также:

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ