«Всё выше, и выше, и выше…». Неожиданная история знаменитого марша советских авиаторов

Неожиданная история знаменитого марша советских авиаторов — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Ответ Керзону

«Авиамарш» пользовался огромной популярностью, особенно в годы, когда профессию летчика окружал героико-романтический ореол. Строчки «Нам разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца — пламенный мотор» запоминались на всю жизнь. Только в 1920-м, когда писался марш, его содержание было из области фантастики. Этого поэт Павел Герман, живший в Киеве, не скрывал. Как вспоминал композитор Юлий Хайт, однажды его и Германа доставили в Политуправление, сообщили, что создается красный воздушный флот, ему нужен свой гимн. Повезли на аэродром за город, чтобы соавторы ощутили на себе прелесть полета. Перекошенные деревянные аэропланы, брошенные в дни бегства белогвардейцев, не вызвали желания воспевать их. Летающие этажерки так трясло при взлете и посадке, что за пилотов было боязно. Поэт и композитор вежливо отказались от предложения прокатиться по небу, сославшись на боязнь высоты. Пришлось выдумывать про «Мы сознаем, как крепнет флот воздушный, наш первый в мире пролетарский флот!». Он действительно окреп, но значительно позже. В тексте песни имеется фраза: «И, верьте нам, на каждый ультиматум воздушный флот сумеет дать ответ». Речь, безусловно, об ультиматуме Керзона. Нота правительства Великобритании, составленная министром иностранных дел лордом Джорджем Керзоном, была вручена советскому правительству 8 мая 1923 года. В ней выдвигались требования: прекращение преследования церкви в СССР, прекращение антибританской подрывной деятельности в Иране и Афганистане. В противном случае угрожали возобновлением интервенции. В СССР ультиматум решили высмеять. В журнале «Красный перец» появилась карикатура, на ней члены правительства, покатываясь со смеху, пишут ответ в Британию. Выпустили спички, на этикетке которых самолет с фигой вместо винта и надпись: «Ответ Керзону». Но упоминания об этом ультиматуме не могло быть в песне, если она написана в 1920-м. Возможно, строку просто добавили в 1923-м.

Разобрали на цитаты

«Авиамарш» впервые исполнили на агитпункте вокзала в Киеве сами авторы. Потом была выпущена листовка с текстом, опубликован клавир. Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ) подвергла марш разносу, настаивая, что это «завуалированный фокстрот». Но песню исполняли и цитировали. Она приглянулась лихим слогом делегатам IX съезда ВЛКСМ, начавшегося в Большом театре 16 января 1931 года.

Выдвинули лозунг «Комсомолец — на самолет!». Летчица Ромашкова заверила, что теперь все комсомольцы станут пилотами, а выступление закончила словно высеченными из камня словами марша: «Наш острый взгляд пронзает каждый атом, наш каждый нерв решимостью одет».

Слова «И в каждом пропеллере дышит спокойствие наших границ» удачно вписались в общую советскую риторику 1930-х о несокрушимой и легендарной армии, которая любому врагу даст отпор. Поддался браваде и отец ракетостроения Константин Циолковский. 1 мая 1933 года на Красной площади он произнес с трибуны: «Оркестры на площади играют сейчас «Всё выше и выше». Да, да, всё выше и выше забираются большевики на пользу всего человечества для того, чтобы легче дышалось, радостнее жилось…»

И вот в апофеозе триумф песни. В августе 1933-го она становится «Авиационным маршем Военно-Воздушных Сил РККА». Кто бы мог подумать, что в это время музыка марша уверенно шествовала по фашистской Германии.

Не в те руки

В сентябре 1934 года режиссер Лени Рифеншталь приступила к съемкам одного из самых изощренных в истории кинопропаганды фильмов «Триумф воли», посвященного съезду нацистской партии в Нюрнберге. В образе триумфатора, конечно, сам Адольф Гитлер. Про ленту писали, что «это прекрасно и это ужасно. Со времен русского балета по части художественного потрясения больше ничего подобного не испытывали». Пропагандистские немецкие фильмы не показывали в советских кинотеатрах. Но их смотрели в Кремле и на Лубянке в порядке изучения врага. Каково же было удивление членов правительства, когда в картине они вдруг услышали музыку советского «Авиамарша». Еще большее удивление — шагают под нее штурмовые отряды СА («коричневорубашечники», военизированные формирования НСДАП), а марш проходит у них под названием Das Berliner («Берлинец»). Выяснилось, что еще в 1920-е немецкие коммунисты, приезжавшие на съезды Коминтерна в Москву, увезли песню в Берлин. Перевели на немецкий, распевали. В 1929 году марш вышел на пластинке в Германии с музыкой в танцевальной обработке. Автор указан настоящий — Хайт. В начале 1930-х фашистские штурмовики решили, что фамилия автора немецкая, придумали другие слова и сделали своим маршем.

Недооценил бдительность

Юлий Хайт

Конечно, это скандал! Музыка марша советских авиаторов и немецких штурмовиков одинакова. Но в те годы в отличие от сегодняшних интернет-времен была возможность просто замолчать этот факт, не предавая огласке. Был и другой путь: арестовать Хайта, заодно и Германа. «Авиамарш» предать забвению. Но зачем такой резонанс? Это ведь они взяли нашу мелодию, а не мы позаимствовали у них. Авторы остались на свободе, в Кремле сделали вид, что ничего не слышали. Тем более в 1935-м в СССР Гитлер еще не ассоциировался с концлагерями, холокостом, войной.

Павел Герман

В годы железного занавеса брежневской эпохи сотрудник «вражеского голоса» Би-би-си Сева Новгородцев сделал, как ему казалось, открытие. Сквозь скрип глушилок уверял советских слушателей: авторам «Авиамарша» повезло, что в СССР не знали про один вопиющий факт. На музыку марша после начала войны в 1939-м фашистские пропагандисты положили новую, уже вторую по счету поэтическую агитку, поднимающую дух нацистов в окопах. Она называлась Heraus zum Kampf («Иди в бой»). Сева был наивен в отношении бдительности советских граждан и правоохранительных органов. Граждане не сдерживали себя, писали доносы. Кто-то слышал немецкую песню в годы войны, просигнализировал, и композитора Юлия Хайта в 1950-м всё же арестовали, хотя он и понятия не имел, что, где и как пели немцы на его музыку. Провел 6 лет в лагерях, после был реабилитирован и прожил еще 10 лет.

А марш и сегодня звучит на авиапарадах и славит военный воздушный флот.

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ