«Всю ответственность взял на себя». Архитектор Ю. Градов — о том, как строился Минск в 60-е

Корреспондент агентства «Минск-Новости» пообщалась с заслуженным архитектором Беларуси Юрием Градовым и выяснила, какой была белорусская столица в 60-е годы прошлого века и как сделать ее привлекательнее сегодня.

Юрию Михайловичу исполнилось 85 лет. Почти вся творческая жизнь зодчего (без малого 60 лет) отдана Беларуси, хотя родился будущий архитектор в Вологодской области, а учился в Москве. В Минск попал вроде бы случайно.

— Хотел жить и работать в городе, который стоит на большой реке. Наметил для себя Киев и уже ехал туда с женой. В пути сделали остановку в Минске, да так и остались. Возможно, повлияло и то, что отец освобождал город в 1944-м, — вспоминает собеседник.  Белорусская столица понравилась. Сразу обратил внимание на башни на Привокзальной площади: их проектировал мой институтский учитель Борис Рубаненко. Сильное впечатление произвел и центральный проспект.

Полвека назад

Ю. Градов рассказывает, как неожиданно сам оказался причастным к застройке проспекта, носившего тогда имя Ленина. В 1967 году городу исполнялось 900 лет.

К этой дате столичные власти поручили оформить магистраль: привести в порядок фасады зданий, которые со временем загрязнились, потускнели, сделать достойное благоустройство. Градов два часа докладывал на заседании Мингорисполкома, что надо сделать, а на следующий день ему сказали: «Выполняй, что наметил».

— Комиссия из 30 человек должна была решить, в какой цвет красить дома. Понял: таким большим составом не придем к единому мнению. Всю ответственность взял на себя, — вспоминает зодчий.  Подсказкой стал цвет фасадов под водостоком: там открывалась первоначальная краска. На нее и равнялись. Изменили лишь холодный оттенок здания Главпочтамта, чтобы гармонировал с гостиницей «Минск», которая была окрашена в теплой гамме. Застройка преобразилась.

Поскольку времени было мало, архитектор предлагал позже вернуться к работе и сделать образец-эталон: отрезок проспекта благоустроить на самом высоком уровне, включая интерьеры объектов на первых этажах, заметные через окна, тротуары, малые формы, даже остановки общественного транспорта. А потом продолжить эту практику.

По мнению Юрия Михайловича, такой подход не помешал бы и сейчас, спустя 50 лет. Чтобы не было неожиданного влияния на стиль застройки, когда вид летнего кафе или навеса над подземным переходом портит общую картину.

И сегодня

На вопрос: «Чего не хватает современному Минску?» — Ю. Градов отвечает:

— Хорошо организованных общественных пространств, где захочется провести свободное время. У нас за много лет не появилось ни одной новой площади, которая стала бы местом притяжения горожан. Предлагал организовать такие пространства на Партизанском проспекте, который имеет протяженность 11 км. Но это так и осталось на бумаге.

Не хватает Минску и полноценной пешеходной улицы. Фрагменты, появившиеся в историческом центре, хороши, но не того масштаба. Многофункциональные пешеходные пространства можно сделать на набережных Свислочи, где реально организовать небольшие кафе, зоны отдыха. В таких местах напрашивается открытый вид на реку, наподобие того, как это сделано у Троицкого предместья или Дворца спорта. Глухие ограждения, которые перекрывают вид на воду, — ошибка. Даже под предлогом аутентичности их вряд ли стоит сохранять. Лучше заменить, например, на кованые, не мешающие восприятию.

Жалею, что на месте троллейбусного депо на улице Красной намерены строить жилье, ведь можно было создать там уникальное общественное пространство. В городе много молодежи, а комфортных мест для проведения досуга недостаточно. Понятно, вопрос в финансировании, но всё же не рублем единым живы. Надо думать о культуре, идеологии, воспитании. Ведь в стране создали уникальные спортивные объекты. Нашли бы средства и на такой проект.

К сожалению, в центре нет ни одного интересного знакового моста, в том числе пешеходного. В БГУ на кафедре искусств и средового дизайна, где я преподаю, есть интересный дипломный проект на эту тему. Мы со студентами разрабатываем предложения, как изменить в лучшую сторону некоторые существующие общественные пространства, и хотим преподнести наши идеи руководству Мингорисполкома.

Об архитектурных ошибках

— Не хочу говорить про объекты, которые у всех на устах. Тем более ошибки случались и раньше, не только в последние годы. Одна из них — размещение Дворца Республики в центре Октябрьской площади. В «Минскпроекте» в свое время проходил конкурс — дворец предлагали возвести возле бывшего здания музея истории Великой Отечественной войны (теперь здесь административный объект сотового оператора). Это позволяло открыть вид на Верхний город и сохранить площадь. Но приняли другое решение.

Неоптимальной, на мой взгляд, была и застройка улицы Сторожевской длинным домом (№ 8. — Прим. авт.). Здесь предлагали сделать многоплановую композицию, задействовать ландшафт, чтобы расширить пространство, подчеркнуть реку, а не ставить дом-забор вдоль всей улицы.

Еще одной ошибкой может стать предлагаемое сейчас размещение здания Государственного исторического музея напротив стелы «Минск — город-герой». Объекту там тесно, он не вписывается в это пространство.

Справочно

Самые известные работы Юрия Градова: мемориальный ансамбль «Хатынь», за который в составе авторского коллектива был удостоен Ленинской премии в области архитектуры; комплексы «Прорыв», «Катюша», «Проклятие фашизму». В Минске: здание Министерства внутренних дел Республики Беларусь, станции Минского метрополитена «Площадь Ленина» и «Немига». С участием зодчего разрабатывали проекты реконструкции центра Минска, Троицкого предместья, пр. Машерова (ныне Победителей). Архитектор участвовал в создании скульптурных композиций на площади Я. Коласа, у Комаровского рынка, памятника Я. Купале в одноименном парке. В тандеме со скульптором Константином Селихановым создал композицию «Поцелуй» на ул. Октябрьской, а к открытию II Европейских игр — «Маленького принца» в Национальном аэропорту Минск.

Фото Тамары Хамицевич

ТОП-3 О МИНСКЕ