«Вы только детям не говорите, что это садик». Как маленьких минчан адаптируют к школьной жизни
Остаться в саду или пойти в первый класс? Вопрос, который мучает большинство родителей малышей. А можно и то и другое. Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала о любопытном опыте работы начальных классов в гимназии № 146.
Карта МЕСТности
Сегодня в столице особая ситуация с детскими садами. В новых микрорайонах родители чуть ли не с первых дней жизни ребенка стремятся стать на очередь в дошкольное учреждение. В уже сформировавшихся и обжитых городских массивах, наоборот, группы недоукомплектованы. На сайте комитета по образованию Мингорисполкома размещена интерактивная карта детских садов. Удобная опция: кликаешь на любой — и видна информация о наличии в нем свободных мест. Сведения о вакантных позициях обновляются каждое 5-е число месяца.
Ленинский район, Серебрянка. Везде есть свободные места. Причем в некоторых по 15–19! А это фактически целые группы. Между тем чуть сдвинем курсор мыши и рассмотрим ситуацию в Лошице. Сады заполнены! Похожая ситуация сложилась на Юго-Западе Московского района. Свободные места для дошколят есть, а вот гимназии и школы по соседству нуждаются в дополнительных площадях.
Тем не менее там, где наблюдается высокая потребность в садиках, их возводят. Только в этом году в столице уже открыли два — в Новинках и Соколе. Совсем скоро распахнет двери для детей новостройка в Брилевичах.
Неравномерная загруженность учреждений образования — проблема не новая. Каждый раз ее решали по-разному. Был период, когда пустующие помещения садиков сдавали в аренду частникам. Или вовсе задействовали площади близлежащих школ, если в каком-либо новом микрорайоне не хватало мест для дошколят. На их базе открывали детсадовские группы.
Первоклассный опыт
В Минске уже существовала практика размещения первых классов на базе дошкольных учреждений. И была довольно распространена. Об этом нам рассказывает директор гимназии № 146 Светлана Бондарева.
— Мы решили вернуться к этому опыту. Год изучали нормативную базу, проводили анкетирование среди родителей будущих первоклассников. Загруженность нашей гимназии высокая. При проектной мощности здания в 670 человек обучаем более 900. На старшей ступени открываем профильные, мультипрофильные классы и остро нуждаемся в дополнительных помещениях для занятий, — объясняет директор.
Часть первоклашек гимназии 1 сентября снова отправилась в детский сад. Учебный процесс для одного класса организовали на базе дошкольного учреждения № 397.
Как решается вопрос со звонками? У учителя есть колокольчик. Уроки длятся по 30 минут. Есть динамичные перемены. В саду для первоклассников выделили отдельную площадку для игр и прогулок.
Во саду ли?
Помещение для занятий оборудовали всем необходимым: есть парты, доска, место для работы учителя. По периметру импровизированного класса расставлены игрушки — наследие предыдущих воспитанников. Еще год назад здесь была группа малышей.
Пожалуй, самое желанное приобретение — отдельная спальня и гардероб, в котором каждому ученику полагается собственный шкафчик.
В момент нашего прихода у детей завершался урок белорусского языка. Почти всем ребятам, которые остались в детском саду, но сели за парты, 6 лет.
— Нахождение в дошкольном учреждении позволяет им не только учиться, но и сохранять здоровье. Первая четверть подходит к концу. Мы проанализировали: малыши почти не болеют. Они физически более окрепшие, чем ребята в других наших первых классах, — замечает С. Бондарева.
Плюсы такого необычного соседства видят и сотрудники сада № 397. Получается своеобразная преемственность дошкольного и общего среднего образования: малыши смотрят на первоклашек и хотят быстрее пойти в школу.
— Здесь у учеников четырехразовое питание: завтрак, обед, полдник и ужин. Помимо этого, дети больше находятся на свежем воздухе. Для них выделили отдельную площадку на территории учреждения. Есть время для игр и двигательной активности. Могут пользоваться музыкальным залом. Адаптация к школьной жизни в таких условиях проходит незаметно, — считает заведующая детским садом № 397 Наталья Шитикова.
Что немаловажно: в саду мальчишки и девчонки могут находиться до 19:00.
— С течением времени количество детей дошкольного возраста в нашем районе действительно стало меньше. Мы рассматриваем возможность в следующем году подготовить еще одно помещение для первоклассников. Таким образом сохраняем и педагогический коллектив учреждения, — поясняет Н. Шитикова.
В первой половине дня занятия для первоклассников ведет учитель гимназии, а после уроков эстафету перенимает воспитатель садика.
— Что-то мы немного запутались. Вы в садик ходите или в школе учитесь? — спрашиваем в шутку у первоклашек.
— Мы ученики! — хором отвечают малыши.
Ребята приходят на занятия в школьной форме. На жилетах — эмблема гимназии.
— В школе посерьезнее, чем в садике. Нельзя есть на уроке, плохо себя вести за партой и бегать, — объясняют новый уклад жизни одноклассницы Луиза, Алиса и Саша.
Ксюша в свободное время читает детский научный журнал.
— Хочу стать ученым, — объясняет девочка, намекая на серьезность статуса школьницы.
— А игрушки уже не интересуют?
— Так себе, — с равнодушием машет рукой на яркие стеллажи с конструктором Ксюша.
Тем временем мальчики, отбросив все условности, строят гараж-стоянку из конструктора и катают машинки по яркому ковру. Уроки-то закончились!
— Вы только детям не говорите, что это садик. Они ведь школьники! Чтобы не ушла вся серьезность момента, — улыбается папа Алексей Мирочицкий, как раз пришедший за дочерью Алисой. — Если бы в мое время существовала такая школа, я был бы счастливее. Дети поучились, поиграли, поспали. Это шикарно.
— Для первоклассников это лучшие условия. Все на месте — класс, игровая, спальня. Во время динамичных перемен выходим на улицу. Они чувствуют себя более спокойно. Помню, в начале сентября ребята отправились на прогулку и громко пели песню «Мы — первоклассники». Я их об этом не просила. Видимо, они гордятся новым статусом, их переполняют эмоции, — рассказала учитель начальных классов Ирина Зеневич.
К слову, осенние каникулы дети проведут в садике. Это пожелание родителей. Уроков не будет, зато для первоклашек составили отдельный план досуга и развлечений. К ним придут педагог-организатор, библиотекарь, педагог-психолог.
Фото Тамары Хамицевич