«Вялікае нішто», путешествие по узкоколейке и советская чебуречная. Что необычное могут предложить туристу в Беларуси

Какие туристические изюминки могут привлечь иностранных путешественников и побудить местных жителей к поездкам по стране? Эту тему обсуждали в ходе круглого стола, прошедшего в рамках научно-практического форума «Умный город», сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Во время многостороннего диалога неоднократно звучала мысль, что в Беларуси нет «внятного турпродукта», не всегда гости из других стран понимают, зачем к нам ехать.

— Одна из главных проблем нашей страны в этом плане — отсутствие бренда, — считает Галина Потаева, директор туристской компании, давно и успешно работающей на ниве внутреннего и въездного туризма. — Имею в виду не только картинки, но весь комплекс услуг и информации. Нет также программы продвижения турпродукта на внешних рынках и четкого бизнес-плана развития въездного и внутреннего туризма.

Тем не менее в Беларуси немало энтузиастов, которые пытаются представить гостям и землякам наш край, так сказать, в нестандартном свете.

От гениев к «смысловому туризму»

Председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) Юрий Важник известен в Минске прежде всего инженерно-техническими проектами по улучшению городской среды и повышению безопасности на дорогах. Есть у него и хобби: «смысловой туризм». По мнению Ю. Важника, изюминка, привлекающая гостей, в Беларуси есть:

— Мой сын много снимает нашу страну на фото, видео. Иногда его спрашивают: что тут снимать — одни болота, равнины, речки? И однажды он сформулировал это так: «Вялікае нішто». На мой взгляд, своего рода бренд. А один итальянский приятель сказал как-то об увиденном в Беларуси: molto naturale, что значит «очень натурально».

Однажды Важник услышал о замечательном земляке, жившем в XVIII в., заинтересовался его судьбой и творческим наследием. Это Юзеф Бака, ксендз и поэт, родившийся под Логойском, живший в Минске, Новогрудке, в Пуховичском районе — на родине Юрия Петровича.

— Юзефа Баку поляки считают своим, он был похоронен в Варшаве, его поэзия и сейчас популярна в Польше, например, на стихи Баки сочиняют песни в стиле регги. Но он гений и моей родины, что я хочу донести. Таких замечательных людей земли белорусской в нашем списке около 800. Многих из них современники не знают или знают плохо, о других говорят, что они не наши, но мы готовы рассказать и показать, что это не так.

Важник написал книгу о Ю. Баке и презентовал ее год назад, назвав «Геній майго месца». Так появился сайт gmm.by и зародился целый проект, призванный знакомить приезжих и белорусов с местами, связанными с жизнью замечательных людей. А председатель правления БАЭС решил идти дальше — поспособствовать тому, чтобы родной Пуховичский район стал привлекательным для гостей. Так появилась концепция «смыслового туризма».

— Мы нашли в районе около 80 достопримечательностей и построили маршруты. Это интересные места и объекты, например ТЭЦ, которая при нашем подходе превращается в «гнездо Цмока», 140 фонтанов высотой по 10 м (в мире мало таких точек), Марьина Горка, Дудутки, центр Беларуси… В рамках этой деятельности занимаемся и обустройством инфраструктуры. Бренд Пуховиччины сформирован благодаря тому, что здесь находится центр Беларуси. Мы попытались объединить разные туристские ресурсы района под одним брендом: «Душа і сэрца краіны». Точка географического центра страны расположена посреди поля. С учетом этого изготовили систему указателей, трибордов, какие делали для Минска, Марьиной Горки.

Такой знак стоит в поле у дороги уже год. Признаков вандализма не наблюдаю, иногда нахожу возле него окурки, но это скорее хороший знак — значит, интересуются. Хотим еще огромный 50-тонный камень передвинуть на точку центра Беларуси, чтобы было запоминающееся место (он находится примерно в 5 км оттуда). И планируем установить знаки, подсказывающие к этому месту путь.

Ю. Важник и представитель Минского велосипедного общества Антон Архипенко рассказали, что совместными усилиями изготовили набор маршрутов и систему указателей для велотуристов. Они размещены по всей территории Пуховичского района. Так что сотрудничество в этой сфере важно как нигде. И не только между организациями, продвигающими свои идеи, но также между ними и органами власти.

По узкому пути

О своем опыте рассказал автор проекта «750mm.by — экскурсии по узкоколейным железным дорогам Беларуси» Артем Слизкий.

— В Беларуси всего около 20 узкоколеек, которые остались в наследство с советских времен предприятиям по добыче и переработке торфа. Три года вожу по ним туристов: знакомлю с историей этого вида транспорта в теории и на практике, с местами, которые мы проезжаем. Я пришел к выводу, что при поиске объектов туризма в нашей стране нельзя мыслить шаблонно.

По его мнению, стандарт, согласно которому иностранцев интересуют прежде всего Беловежская пуща и список определенных музеев, далеко не всегда срабатывает.

— Один финн — любитель железнодорожной техники, побывав со мной на узкоколейке, сказал, что ж/д музеи Беларуси не произвели на него такого впечатления. Даже в Финляндии есть туристическая музейная железная дорога, но он теперь туда не поедет, потому что там все вылизанное, ненатуральное, а здесь — естественное, настоящее. Вот что надо ставить во главу угла.

К сожалению, предприятиям, на балансе которых находятся эти дороги, это не очень интересно. Когда Артем предлагает привезти туристов, они зачастую возражают: мол, надо сначала площадки построить, перроны, баньку, чтобы принять туристов как следует, а денег нет. И боятся: а вдруг что-то случится? Есть у энтузиаста и проект создания музея-заповедника «Руденская узкоколейка». Ветка проходит по территории гидрологического заказника местного значения в Пуховичском районе, образованного на месте выработанных площадей торфяного месторождения. А конечная точка маршрута — болото, часть которого не подвергалась осушению…

Ю. Важник, однако, заметил:

— Слышал, что местные власти хотят заняться этим или похожим проектом. Мне предлагали изучить такую возможность. Возможно, произошло недопонимание. Но многие руководители предприятий действительно боятся, как бы чего не вышло. Ведь если произойдет какое-либо ЧП, отвечать им.

Разница мировоззрений?

Однако у председателя Белорусского комитета Международного совета музеев ICOM искусствоведа Татьяны Бембель на этот счет иное мнение:

— Речь идет о разных мировоззренческих вещах. Эти люди так видят туризм, а вы — иначе. Пока это взаимопонимание не будет достигнуто, ничего не выйдет. Приведу живой пример, произошедший во время одной из наших экскурсий на родину известного художника в Минской области. Каждый раз, приезжая туда, водим туристов в чебуречную: это, можно сказать, памятник советского интерьера. А в экскурсию, кстати, входит вкуснейший чебурек, приготовленный опытным мастером своего дела по советскому ГОСТу. Когда путешественники начали фотографировать интерьер, женщина за прилавком разозлилась и швырнула в них стаканчик, хорошо, что бумажный. А все потому, что после наших визитов стали появляться фоторепортажи: люди восхищались мозаикой из битой советской плитки. Но начальству это не понравилось, работнице пригрозили увольнением, если позволит и впредь снимать: они посчитали, что это их позорит.

Т. Бембель высказала также сожаление, что не знала об экскурсиях на узкоколейке раньше:

— Недавно Беларусь посетил мой коллега из Германии, хотел побывать в музеях, связанных с наукой и техникой. Его бы это привлекло. Наши люди, увы, не всегда готовы принимать такие вещи, как раритет, ценность.

— Мне кажется, эти рассуждения немного противоречат друг другу, — подключился к разговору директор УП «Мингорсправка» Борис Васильев. — С одной стороны, ратуем за полную самостоятельность, а с другой — говорим, что нет того, а это не работает. Судя по моему опыту, нет чиновников, не желающих развивать туризм. Другое дело, что каждый смотрит на эту тему с точки зрения своего уровня, образования, финансовых возможностей.

Б. Васильев рассказал о проекте «Карта гостя», которому в январе исполнится два года. Сегодня он охватывает всю страну и включает почти 1 000 объектов, которые могут привлечь туристов, — 230 в Минске и более 750 по другим регионам республики.

— Наш проект как раз способствует созданию внятного туризма и продвижению белорусского турпродукта. Мы продаем 14 видов карт разных форматов, которые позволяют посещать музеи, экскурсии, зоопарк, пользоваться услугами объектов сопутствующего сервиса бесплатно или со скидками и бонусами. В этом году во всех областных центрах были открыты представительства Минского центра «Карты гостя», где этот турпродукт могут купить местные жители и приезжающие туда гости. Мы плотно работаем с областями и вполне можем стать объединяющим началом, которое объединит возможности административного ресурса и усилия энтузиастов.

Правда, участники круглого стола заметили, что пока о «Карте гостя» знает мало приезжих и надо активнее популяризовать этот продукт. Кроме того, на местах, особенно за пределами крупных городов, сотрудники музеев не всегда знают, что делать с такими картами.

Не раз возвращались во время круглого стола к теме инфраструктуры для туристов. Как отметила Т. Бембель, в глубинке они часто сталкиваются с тремя проблемами: туалет, буфет, Интернет. Иной раз услуги музеев или кафе банковской карточкой гостям оплатить не удается.

Тем не менее участники пришли к оптимистичным выводам: путешествовать по стране сегодня можно, хотя имеются, конечно, определенные проблемы, и ими надо заниматься. Но еще недостает пропаганды, моды на культпоходы в музеи, на внутренний туризм. Впрочем, иногда встречаются противоположные примеры: Г. Потаева вспомнила случай, когда в один день прошлого года в их компании экскурсии по Беларуси купили 183 человека.

Фото предоставлены участниками круглого стола и из Интернета

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ