Выборы в Беларуси и за рубежом: традиции и новации
О новых трендах в избирательном законодательстве Беларуси корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал начальник Центра по работе с населением и избирательному процессу Андрей Беляков.
О фото и видео
— Андрей Эдуардович, в феврале следующего года в единый день голосования граждане Беларуси, придя на избирательный участок, ощутят на себе ряд нововведений. Например, запрет на фото- и видеосъемку заполненных бюллетеней. Прокомментируйте этот шаг.
— Давайте прежде всего исходить из того, что Республика Беларусь, совершенствуя избирательный процесс, руководствуется принципами последовательности и рациональности, опираясь при этом как на собственную практику проведения выборных кампаний, так и на мировой опыт. Кроме того, стремится к созданию более понятных правил для всех участников выборов.
В ряде стран, к примеру в Израиле, Великобритании, Таиланде, Индии, Польше, существует официальный запрет не только на фотографирование заполненного избирательного бюллетеня, но и в принципе на любую фото- и видеосъемку на участке для голосования. Во многих штатах США на избирательный участок вас не допустят с мобильным телефоном.
— Но у нас введен еще и запрет на вынос бюллетеней за пределы участка. Как вы оцениваете эту меру?
— Подобные действия во многих государствах рассматриваются исключительно в плоскости административной, а порой и уголовной ответственности. Приведу весьма показательный факт. В Нидерландах — европейской стране с многолетними традициями в проведении выборов — штрафы для нарушителей избирательного законодательства составляют от 3 до 780 000 евро, а в некоторых случаях предусматривается лишение свободы.
— Интересно знать, за что могут выписать столь исполинский штраф — почти в миллион долларов?
— Ответственность за нарушения в ходе избирательного процесса предусмотрена, в частности, за создание препятствий для работы комиссии, подлог, угрозы, подкуп, голосование вместо других лиц, подделку бюллетеней или почтовых избирательных сертификатов (в Нидерландах, как и в некоторых других странах, разрешено голосовать по почте).
Сегодня в большинстве развитых стран мы наблюдаем тенденцию к значительному усилению юридической ответственности за нарушение избирательного законодательства. Соответственно, и избирательное право Республики Беларусь развивается в контексте указанных процессов.
В продолжение сказанного можно привести еще один пример относительно недавно вступившего в силу регламента Европейского союза, который расширяет возможности Директивы о защите данных, принятой еще в 1995 году. В соответствии с новыми нормами любое фотографирование третьих лиц без их согласия запрещено. Естественно, эта мера распространяется и на фотографирование выборного процесса. Данный закон предусматривает весьма жесткое наказание для нарушителей, вплоть до тюремного заключения. И это, отмечу, мы говорим о странах с продвинутой, по их собственному мнению, демократией.
К слову, в Беларуси схожий Закон «О защите персональных данных» вступил в силу в 2021 году. Его нормы уже находят практическую реализацию, а в контексте нашей беседы справедливо было бы подчеркнуть: требования этого закона будут использованы и применительно к предстоящей выборной кампании в феврале 2024 года.
— Насколько я знаю, в тех же США достаточно громкие судебные процессы очень давно иллюстрируются в прессе не фото, а рисованными портретными набросками. Это все звенья одной цепи?
— Совершенно верно. В мире постепенно приходят к ограничению фотографирования граждан без их документального согласия, а некоторые государства по этой же причине ввели запрет и на видеорегистраторы. Мы сталкиваемся с любопытной ситуацией, которая фактически ставит под угрозу существование целого жанра в искусстве — сюжетной фотографии.
Все больше и больше людей выступают против размещения своего изображения в социальных сетях без их ведома и согласия, что, помимо прочих причин, позволяет им чувствовать себя в большей безопасности.
Праздник или принуждение?
— И еще одна тенденция. Во многих странах введена система штрафов за неучастие в выборах. Чего ждать у нас?
— Важно понимать, что в Беларуси реализуется демократический принцип свободных выборов, то есть добровольное участие в голосовании закреплено в Конституции и без каких бы то ни было издержек реализуется на практике. Белорусы сами для себя определяют, участвовать или нет в выборах. Никаких штрафных санкций не предусмотрено, в отличие, скажем, от Греции, Турции, Египта, Бельгии, Сингапура, где за неучастие в выборах вы можете оказаться в тюрьме или лишиться права занимать государственные должности сроком до 15 лет.
Следовательно, поддерживая или внедряя ту или иную новацию, необходимо учитывать ряд факторов, важнейшим из которых является готовность белорусского общества к предлагаемым изменениям. То есть заповедь «не навреди» как руководство к действию тут выглядит наиболее уместной — это с одной стороны.
С другой — в нашей стране всегда наблюдалась достаточно высокая явка на избирательные участки.
Учитывая эти факторы, в первую очередь нам необходимо сконцентрировать внимание на повышении общего уровня политической культуры населения, гражданского самосознания и патриотизма, понимания важности и ответственности политического участия каждого гражданина. В этом направлении мы сейчас и выстраиваем работу. На это же нацелены и некоторые конституционные изменения, принятые в 2022 году.
— Президент всегда говорил, что выборы для белорусов должны быть праздником. Это тоже часть государственной выборной политики?
— Безусловно. Постоянно встречаясь с людьми, мне доводилось неоднократно слышать, в том числе и от молодых избирателей, мнение о том, что выборы у нас в стране — это не просто процедура, а целое событие, праздник, на который многие приходят семьями, голосуют, общаются, наблюдают за выступлениями творческих коллективов. И конечно, работа торговых объектов в месте проведения выборов также способствует созданию хорошего настроения. Эта традиция перешла к нам еще со времен Советского Союза и в целом воспринимается весьма позитивно.
Зарубежный фактор
— Андрей Эдуардович, предлагаю также коснуться темы запрета на голосование за рубежом для белорусов начиная с 2024 года, которую довольно бурно обсуждают во всем мире.
— Я бы не стал рассматривать данный вопрос в аспекте неких запретительных мер. С точки зрения соблюдения принципа всеобщего избирательного права ничего ведь, по сути, не изменилось. Граждане Беларуси как голосовали, так и будут голосовать, используя свое конституционное право.
Другой вопрос, что проголосовать можно будет только на территории нашей страны — это логичным образом соотносится с необходимостью обеспечения безопасности всех участников избирательного процесса. При этом в некоторых государствах ее нам гарантировать не могут.
В последние годы мы столкнулись с фактами давления на членов избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках в различных странах, угроз в адрес дипломатов и работников посольств, их семей.
Любое цивилизованное государство, которое заботится о своих гражданах, вправе принимать решения, направленные на обеспечение их безопасности. И это решение в Беларуси в итоге было принято.
Более того, порядка 50 государств при проведении выборов сегодня не создают участки за рубежом. Все желающие могут приехать во время выборов в страну, гражданином которой являются, и проголосовать. Причем сделать это можно не только в основной день, но и в дни досрочного голосования.
Кстати, проведение досрочного голосования — еще одна общепринятая мировая практика. К примеру, в Швеции досрочное голосование начинается за 18 дней до основного дня голосования, во многих штатах США — за 45-50 дней и т. д.
— А у нас процедура досрочного голосования не изменила временных рамок?
— Нет, все те же 5 дней, что были раньше. Минимальные изменения коснулись лишь времени работы избирательных участков — теперь проголосовать можно будет с 12:00 до 19:00.
Иными словами, граждане Беларуси, проживающие за рубежом, могут заранее спланировать поездку на родину, чтобы принять участие в голосовании. Причем никаких ограничений, связанных с периодом проживания в другой стране, для граждан Республики Беларусь нет.
— И последний вопрос. На Западе к Беларуси и нашим электоральным кампаниям всегда наблюдался и наблюдается особый подход. Чего ждать дальше?
— Выборы — это процесс, который требует постоянного внимания и совершенствования с учетом стремительных изменений не только в политике, но и других сферах. Вызовы и угрозы, с которыми мы сталкиваемся ежедневно в своей практической деятельности, — повод стать еще более сплоченными и уверенными в своих силах.
Очевидно, что в сценариях многих западных политиков Беларусь не рассматривается как полноправный партнер, а оценивается исключительно с точки зрения выгоды, политических амбиций и личных интересов.
Понимая и принимая эти факторы как данность, мы выработали иммунитет и определили стратегию поведения, в том числе в избирательной сфере. К примеру, приглашая иностранных наблюдателей, мы открыто заявляем: если вы не нарушаете правила, не вмешиваетесь в нашу внутреннюю политику, не пытаетесь давить на избирателей и членов избирательных комиссий, милости просим. В противном случае мы последовательно и жестко, как это было всегда, будем отстаивать свои национальные интересы.
Справочно
Центр по работе с населением и избирательному процессу создан на базе Академии управления при Президенте Республики Беларусь 1 сентября 2022 г.
Центр реализует работу по ряду направлений, среди которых:
- обеспечение координации разработки образовательных программ в сфере работы с населением;
- организационно-методическое и информационное сопровождение процесса обучения организаторов выборов и референдумов, а также лиц, вовлеченных в избирательный процесс в Республике Беларусь;
- научно-практическая и просветительская деятельность по вопросам работы с населением и избирательному процессу.
Смотрите также: