Выбросить нельзя использовать*

Предприятие «Спецкоммунавтотранс» занято вывозом и переработкой бытовых отходов, и без работы оно не останется никогда. Ежегодно в Минске образуется 5,7 миллиона кубометров мусора общим весом более 1 миллиона тонн. Для сравнения: это водоизмещение 20 «Титаников», а по объему сопоставимо с пирамидой Хеопса.

О рабочих буднях предприятия и не только рассказывает заместитель директора по производству и развитию Виталий Волчетский.

— Сразу уточню: «Спецкоммунавтотранс» обслуживает не весь город, а население шести административных районов: Заводского, Ленинского, Партизанского, Первомайского, Советского и Центрального, — начинает разговор Виталий Валерьевич. — Поэтому и объемы ежегодно вывозимых твердых коммунальных отходов у нас меньше — 2,8 миллиона кубометров в год. Другое дело — частный сектор этих районов, а именно 15 тысяч домостроений. Мусора их жители производят сравнительно немного — около 180 тысяч кубов, но в его вывозе имеется определенная специфика.

Разделяй и властвуй

По словам собеседника, в многоэтажных зданиях система давно отлажена и упор делается на раздельный сбор отходов. Жителям же частных усадеб предприятие бесплатно предоставляет индивидуальные контейнеры для мусора.

— Сейчас проводится тендер на закупку еще 12 тысяч контейнеров объемом 120 литров каждый, предназначенных и для раздельного сбора в том числе, — продолжает Виталий Волчетский. — Они также будут переданы пользователям на безвозмездной основе, но парами. Первый, как и раньше, предназначен для общих отходов, второй — для перерабатываемых, то есть для стекла, бумаги, ПЭТ-бутылок. Сегодня мы финансово заинтересованы в том, чтобы доля перерабатываемого вторсырья в общей массе собираемых отходов была как можно больше. В ноябре 2017 года на наш баланс передали мусороперерабатывающий сортировочный завод в районе полигона «Тростенецкий». Проектная мощность его линий составляет до 100 тысяч тонн отходов в год. Столь масштабных производств в Минске пока нет. Аналогичные по переработке и сортировке заводы расположены в Гродно и Бресте.

Как уточняет замдиректора, мусороперерабатывающее предприятие — проект не столько экономический, сколько социальный. С его запуском создано более 170 новых рабочих мест.

— Хотя, чтобы отсортировывать миллион тонн оставляемых минчанами твердых коммунальных отходов и извлекать из них вторсырье, таких заводов должно быть не менее 10, — раскрывает нехитрую арифметику Виталий Валерьевич. — Либо использовать альтернативу — мусоросжигательный завод.

Контейнер с интеллектом

Сегодня специалисты предприятия совместно с одним из операторов мобильной связи тестируют «умные» контейнеры. Обычная с виду емкость для сбора мусора оборудована ультразвуковыми датчиками, контролирующими уровень загрузки. Как только контейнер наполнится, информация в режиме онлайн поступит в центр обработки данных.

— Это позволит улучшить логистику обслуживания, сэкономить на горючем для мусоровозов, — рассказывает Виталий Волчетский. — Диспетчер предприятия формирует путевой лист выезжающего на линию водителя с учетом поступивших данных. Кроме того, датчики позволяют анализировать ситуацию с количеством отходов на конкретном участке. Тест проходят шесть контейнеров, установленных в самых густонаселенных районах города. К концу года мы подведем итоги, и если эксперимент окажется результативным, примем решение о широком использовании смарт-контейнеров. К слову, датчики на них довольно автономны. Благодаря низкому энергопотреблению прибор может работать до 5 лет без подзарядки батареи.

Для сбора мусора в обслуживаемых районах установлены более 12 тысяч контейнеров — во дворах, зонах отдыха, близ административных и производственных зданий. Сегодня идет активная замена морально устаревших конструкций на современные евроконтейнеры.

Асы мастер-класса

Как уже говорилось, система сбора бытовых отходов из дворов столичных многоэтажек давно налажена. Но вот подъехать к контейнерной площадке, виртуозно лавируя между рядами припаркованных автомобилей, бывает непросто. Человек за рулем мусоровоза должен быть асом.

Любопытная деталь, характеризующая мастерство водителей «Спецкоммунавтотранса». На протяжении последних 10 лет в столице проводится конкурс «Минский мастер» в номинации «Водитель мусоровоза». В первые годы какая-никакая конкуренция среди участников еще была. В соревнованиях выявляли лидеров водители ЖРЭО, районных «Зеленстроев», «Ремавтодоров», прочих организаций, где имеются мусоровозы. В конкурсе же «Минский мастер — 2018» все шесть претендентов на победу представляли предприятие «Спецкоммунавтотранс». Остальные, несмотря на разосланные приглашения, соревнования проигнорировали. Логика понятна: что толку демонстрировать класс, если все равно из года в год побеждают профессионалы. В итоге асы «Спецкоммунавтотранса» устроили внутренний турнир, выявляя лучшего. Им стал Андрей Щербук. За 16 лет работы, ежедневно выезжая в рейс, он не создал ни одного, даже мелкого ДТП.

— Причем маршрут у Андрея Васильевича довольно сложный, — поясняет Виталий Волчетский. — Он обслуживает тракторозаводской поселок, проезжая часть улиц которого неширокая и всегда плотно заставлена автомобилями. Одним словом, мастер!

СТО на 100 %!

Безаварийная работа водителей «Спецкоммунавтотранса» обеспечена еще и собственной станцией диагностики. Виталий Волчетский уточняет, что 3 года назад она была признана лучшей в городе. Оценку давала комиссия из числа специалистов «Белтехосмотра», а номинанты конкурса определялись по полутора десяткам показателей. Учитывалось всё, от квалификации механиков и отсутствия жалоб со стороны клиентов до внешнего вида сотрудников СТО и их доброжелательности.

— С тех пор мы поддерживаем соответствующий уровень обслуживания, — рассказывает Виталий Валерьевич. — Станция оснащена необходимыми оборудованием и приборами, позволяющими проводить гостехосмотр и диагностику электронных систем управления Bosch легковых автомобилей, а также грузовых с двигателями ЯМЗ и ММЗ. К слову, проверку проходят не только машины автопарка предприятия. Любой желающий может с 8:00 до 17:00 в рабочий день приехать к нам и проверить техническое состояние своего автомобиля. Станция находится практически в центре города, к ней хороший проезд. Расценки на услуги государственные. Для того чтобы автовладелец гарантированно прошел техосмотр в удобное для него время, организована предварительная запись по телефону 367-82-67.

Кроме того, если вы не успели привести внешний вид автомобиля в порядок, на территории нашего предприятия есть моечный комплекс, где за небольшую плату обеспечите себе чистое авто, готовое для прохождения техосмотра.

«Лесная поляна» приглашает

Виталий Волчетский в беседе коснулся не только рабочих будней предприятия. Отдельной темой стал отдых сотрудников «Спецкоммунавтотранса». Информация будет полезна всем.

Если вы поклонник активного отдыха на природе, а тем более грибник со стажем, то для новизны впечатлений вам следует на две недели остановиться в «Лесной поляне». Эта база отдыха, принадлежащая «Спецкоммунавтотрансу», расположилась в Мядельском районе на территории национального парка «Нарочанский».

Вообще-то тихая охота в заповедных зонах парка запрещена, но только не на участке, где расположена база отдыха. Жители ближайшей к «Лесной поляне» деревни Константиново этой возможностью пользуются по максимуму и каждый год в сезон за каких-то полчаса-час набирают по ведру белых. Конкуренцию им составляют только обитатели «Лесной поляны». К услугам отдыхающих и полный набор иных развлечений: бильярд, теннис, футбол, волейбол, беседки с мангалами для шашлыка и прочее. Проживание организовано в комфортных номерах с телевизором, холодильником, СВЧ-печью.

— А если учесть, что 12 дней отдыха в «Лесной поляне» обойдутся примерно в 420 рублей, стоит задуматься, где провести отпуск с максимальной пользой, — добавляет Виталий Валерьевич. — Свежий воздух, единение с природой, возможность отдохнуть от городской суеты — все это можно получить на базе отдыха «Лесная поляна».

На правах рекламы

ТОП-3 О МИНСКЕ