Выпустить 300 тракторов и починить 3 паровоза. Какие обязательства брали на себя раньше участники субботников

Минчане на субботнике, посвященном 40-летию освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков, заглянули в будущее. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

В 1984 году по традиции клич о проведении всесоюзного субботника в честь 114-летия со дня рождения Ленина кинули москвичи. На него охотно откликнулись минские рабочие коллективы. Заранее был создан штаб по подготовке и проведению этой трудовой акции. Было решено приурочить субботник к 40-летию освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков.

С самого утра субботы 21 апреля корреспонденты «Вечерки» уже были на фабриках и заводах. Ровно в 7:00 на всех предприятиях столицы начались торжественные митинги. Их участники подтверждали свои заранее определенные обязательства. Например, тракторозаводцы решили в этот день выпустить 300 тракторов, а домостроительный комбинат № 2 МПОИДа — выполнить сметное задание на 110 %. Не отставали от коллективов и рабочие. Резьбонарезчица автоматного цеха мотовелозавода А. С. Бортник поставила себе задачу выполнить на субботнике за смену 150 % нормы. Ее коллега из термического цеха кузнец М. Л. Волох — на 115 %. Причем обязательства брали разные: где-то сокращали потребление энергоресурсов, экономили топливо и ГСМ, уменьшали количество отходов производства, конечно, работали и выпускали продукцию сверх плана. «Вечеркинцы» в итоговых публикациях указывали, что все эти задачи были выполнены, а кое-где даже перевыполнены.

Следует сделать небольшое отступление. Передовики и обычные рабочие провели 21 апреля на своих рабочих местах. В отличие от самых ответственных и прилежных тружеников. Им выпала честь оказать посильную помощь на главной стройке Минска. Их свели в специальные бригады по 200-300 человек от каждого района города и отправили благоустраивать территории бывших стройплощадок метрополитена. На особо сложные участки, особенно те, что возле железнодорожных объектов, снарядили ветеранов-железнодорожников Октябрьского района. Они знакомы с техникой безопасности и тонкостями работы на путях. Ветераны трудились на расчистке путей у выхода станции «Институт культуры», на территории вагонного депо. Совет ветеранов-железнодорожников готовился к этому субботнему дню основательно. Еще в феврале был брошен клич по дружественным организациям Октябрьского района. Были заранее оговорены участки и масштаб предстоящих работ. Всем изъявившим желание потрудиться была найдена посильная работа. Даже ветеранам, участвовавшим в освобождении Белоруссии летом 1944 года.

Уже 1 мая по чистому и похорошевшему Минску прошли колонны демонстрантов. Труд тысяч учащихся, приводивших в надлежащий вид скверы, парки и зеленые зоны столицы, был виден каждому из тех, кто провел субботу в труде на своем рабочем месте. Молодежь постаралась на славу!

Преобразились территории бывших стройплощадок метрополитена: не осталось и следа от рытвин и колдобин, сделанных колесами самосвалов. Некоторые участки уже облюбовали стаи птиц, активно клевавших засеянные на субботнике будущие газоны.

Пройдет всего два месяца, и минчане смогут ощутить все прелести нового вида общественного транспорта — метрополитена. В понедельник, 23 апреля 1984 года, те, кто попал в число счастливчиков, откомандированных на субботник подсобными рабочими на новые станции, были на своих предприятиях в центре внимания. Ведь они стали первыми простыми горожанами, кто воочию увидел ближайшее будущее.

Как это было

Нынешний год юбилейный: 100 лет назад в Москве рабочие впервые вышли на субботник. Было это в ночь на субботу 12 апреля 1919 года. Тогда 15 работников депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги решили потрудиться сверхурочно в свой выходной ради победы над Колчаком. В рабочем порыве они отремонтировали три паровоза! На следующий субботник 10 мая вышли уже 205 человек. Ну а 1 мая 1920 года сам Владимир Ильич носил бревна на первом всероссийском субботнике, на котором сделано ставшее легендарным фото. Сам же феномен добровольного труда железнодорожников в свой выходной вождь мирового пролетариата назвал Великим почином.

Традиция устраивать единые всесоюзные субботники в апреле появилась после смерти Владимира Ильича. Они получили название «ленинские». Их приурочили к 22 апреля — дню рождения вождя.

Читайте и подписывайтесь на нас:

Самое читаемое