Вышиванка: возврат моды на народное или слово-новодел

Слово не воробей. Слово «вышиванка» вылетело, и его уже не поймаешь: оно прочно вошло в обиход белорусов.

Стремление поддерживать традиции предков, интерес к прошлому, рост национального самосознания — это замечательно. Мода на народность и народное — тоже неплохо. Но слова, как и одежду, всегда лучше использовать по назначению, и никогда нелишне за формой не забыть о содержании.

О белорусской традиции украшать одежду вышивкой рассказала младший научный сотрудник отдела древнебелорусской культуры Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси Полина Богдан.

Для белорусской культуры вышиванка — слово-новодел. Любой этнограф скажет: на территории Беларуси традиционную одежду так не называли. Не исключено, что оно заимствовано из украинского языка или возникло по аналогии со словами «маляванка», «писанка». Оценить объективно, что стоит за повальным интересом к костюму с вышивкой, пока, на мой взгляд, сложно. Подобная мода на все народное отмечалась в 1920-1930-е годы, потом в 1950-1960-е.

Вышивка — довольно позднее явление в культуре белорусов. В наших краях одежду традиционно украшали тканым декором, который служил своеобразным штрих-кодом, указывавшим, откуда человек родом. На востоке Беларуси вышивка прижилась уже в конце XIX века, в ряде регионов — в начале XX века, а в некоторых местах на Полесье — только в середине XX века. Образцы для нее часто заимствовались из так называемых узорников, созданных художниками, которые широко распространялись в конце XIX — начале XX века в Российской империи. Например, одна из известнейших парфюмерных фирм России «Брокар и Ко» к любому товару бесплатно прилагала такие узорники. Народ легко принимал все новое, но весьма осторожно вписывал его в свои традиционные каноны. В народной культуре были важны не столько узоры, сколько расположение декора. Для усиления символической защиты от недобрых влияний прежде всего украшали края одежды, срезы ткани: подол, манжеты, горловину, место соединения плеча и рукава. У мужчин орнамент располагался также в области груди. В некоторых регионах у женщин щедро украшали вышивкой рукава сорочек и блуз, поскольку именно руки считались главным достоинством крестьянки. На юбках вышитые узоры в традиционной одежде встречаются крайне редко. Цветовая гамма в белорусской вышивке очень сдержанная: как правило, любимый всеми славянами красный, заметно меньше — черный, крайне редко использовали другие цвета.

Сегодня встречаются и стильные, со знанием и соблюдением традиций выполненные вещи, и весьма вольные вариации на тему народного творчества. Например, ярко вышитые широкие манишки на рубашках у мальчиков выглядят малоубедительно: традиционно белорусские дети не носили такую одежду. Богато орнаментированные рубахи, блузы предназначались для праздников, были характерны для одежды взрослых, в первую очередь для девушек и парней, вступивших в брачный возраст. Так подчеркивали особый статус и привлекательность потенциального супруга.

ТОП-3 О МИНСКЕ