«Вытаптывают газон, а в туалет ходят в наши дворы». Кто и почему устроил автовокзал на ул. Кирова

Кто и почему устроил полулегальный автовокзал на пересечении ул. Кирова и Свердлова, выяснял корреспондент агентства «Минск-Новости».

Жить рядом с автовокзалом — то еще удовольствие. А если он стихийный и полулегальный, вдвойне неприятно. Жители ул. Свердлова и Кирова не зря ведут борьбу с автоперевозчиками.

— Те, кто приезжает на микроавтобусах, вытаптывают газон вокруг парковки, а в туалет ходят в наши дворы, рассказывают местные жители. — Обращались по поводу этой стоянки в Мингорисполком. Получили ответ: территорию обследовали и выяснили, что под видом нерегулярных перевозок 30-40 микроавтобусов осуществляют регулярные, а это противозаконно.

Картина, описанная жильцами домов, подтверждается на месте. Только теперь маршрутчиков выдавили со стоянок — их места заняли личные авто. Однако бусы упорно останавливаются по обеим сторонам ул. Свердлова. Каждые несколько минут сюда подъезжают все новые: Слуцк, Солигорск, Могилев… На бортах некоторых — названия компаний, значит, это вовсе не нелегалы. Может быть, они ничего не нарушают?

С января 2018 года вступил в силу обновленный Закон «Об автомобильном транспорте». Казалось бы, все маршрутчики обязаны перейти на законные методы работы: согласовывать свои направления с автовокзалами, там же цивилизованно принимать и высаживать пассажиров. Согласитесь, если вы приехали в город впервые, вряд ли для того чтобы уехать домой, будете искать некую парковку, стесненную плотным городским потоком. Гораздо проще отправляться именно с автовокзала.

Идем туда, чтобы поговорить с теми, кто соблюдает закон. Автовокзал «Центральный» — не самостоятельное подразделение «Минсктранса», а его филиал. С 2011 года он снова принимает пассажиров, и маршруток среди подъезжающих к платформам машин не меньше, чем автобусов.

Вот прибыла из рейса маршрутка «Минск — Могилев». На борту, как и положено, — название компании-перевозчика. Водитель Николай соглашается пообщаться:

— Езжу от вокзала и до вокзала, все официально, билеты пассажиры покупают через кассу. За день совершаю один рейс. Загруженность салона зависит от сезона.

Всех подробностей коммерческой деятельности водитель не знает и рекомендует пообщаться с владельцем компании. Звоню ему.

— Кто же из перевозчиков не знает в Минске пересечение Кирова и Свердлова, — говорит собеседник. — Но мы работаем честно, давно (с 2001 года) и законно. Сегодня отчисляем автовокзалу 15 % от билетной выручки. Знаю, есть коллеги, которые платят по 6 рублей за каждое предоставление платформы автовокзала. Выбор условий заключения договора зависит от перевозчика. «Минсктранс», к слову, приветствует первый вариант — заключение официальной сделки, и я поддерживаю его. Как и тот факт, что пассажиру удобнее садиться на автовокзале.

Работать законно можно и нужно, считает Владимир. Но правила игры должны быть для всех одинаковыми:

— Мы пришли на рынок перевозок, когда было трудно государственным автопаркам: автобусы технически изношены, а маршруток практически нет. У нас была цель — перевезти людей. А те, кто ныне оккупировал рынок перевозок, хотят заработать и как можно меньше вложить. Их на вокзал не пустили — они стали перед автобусом и зазывают: «У нас дешевле, у нас быстрее».

Кстати, билет у официального автоперевозчика стоит в выходные дороже, в рабочие дни — дешевле на рубль. У тех, кто паркуется на Свердлова, скидок нет.

Почему некоторые перевозчики игнорируют услуги автовокзала, что нужно сделать, чтобы владельцы маршруток работали по правилам, рассказывает начальник отдела перевозок филиала «Минский автовокзал» ГП «Минсктранс» Юлия Старовойтова:

— С 28 апреля 2018 года с автовокзала «Центральный» отправился первый частный перевозчик по маршруту Минск — Витебск. Позже к нему присоединились те, кто возит пассажиров в Островец, Ошмяны, Гродно, Бобруйск, Витебск, Новогрудок, Могилев, Пинск, Столин, Быхов. Сегодня с нами сотрудничают около 20 перевозчиков. Никому из тех, кто обращается к нам с пакетом оформленных документов, не отказывали. При себе перевозчику нужно иметь расписание движения, страховки, лицензии, разрешение работать на маршруте. Кто-то приходит к нам с одним-двумя рейсами, а кто-то с тридцатью. Если перевозчик хочет работать законно, на сбор документов уходит недели две. Выбор финансовых условий и стоимость платформы зависят от количества рейсов. Если выполняется определенное количество рейсов, то сумма отчислений за заезд снижается. И предприниматели это знают. Кроме автовокзала «Центральный», много машин отправляются с автостанций «Юго-Западная», «Славинского», «Автозаводская». Предоставляя платформу, мы размещаем информацию о перевозчике не только в нашем справочном бюро, но и на электронном табло.

Руководство «Центрального» предлагает на автовокзале «Восточный» площади для временной стоянки.

— Вы сами видели, кто отправляется с пересечения Кирова и Свердлова, — уточняет Ю. Старовойтова. — Так вот, перевозчикам из Слуцка и Солигорска время на предоставление платформ у нас согласовано. Два месяца ожидаем, что они придут и начнут с нами работать. Ждем их, как и могилевского перевозчика. К нам приходил учредитель этой компании, которому мы разъяснили все условия. Однако он не желает работать легально от пассажирского терминала, а значит, нарушает закон. Но этот вопрос уже в компетенции правоохранительных органов и Транспортной инспекции.

Фото автора

ТОП-3 О МИНСКЕ