Выпить чашечку итальянского кофе. Где минчане смогут отведать настоящий Lavazza*

Жизнь современного человека тяжело представить без кофе. Однако напиток, дающий энергию и бодрость, хранит немало секретов. Как правильно выбрать сорт, производителя, как долго постигать профессию бариста? О тонкостях кофейного дела корреспондент агентства «Минск-Новости» беседует с заместителем директора по коммерческим вопросам компании «Сиба-вендинг» Олегом Карканицей.

— На первом этаже редакции «Вечернего Минска» на пр. Независимости, 44, в скором времени откроется мини-кофейня. Не боитесь конкуренции? Ведь сегодня в центре столице много мест, где продают неплохой кофе

— 8 февраля мы открываем кофе-пойнт— точку, в которой минчане смогут приобрести качественный кофе, но выпить его уже по пути. Арендуем небольшое по площади помещение, поэтому сидячих мест у нас, к сожалению, будет только два. Однако наша компания планирует активно развивать кофейный бизнес. Мы рассматривали открытие как кофеен, так и кофе-пойнтов. Из-за пандемии пока остановились на последнем варианте. У нас уже есть две точки, в «Вечерке» появится третья. Но это не значит, что в этом направлении мы не стремимся двигаться дальше. Будем открывать профессиональные специализированные кофейни Lavazza. Думаю, многие знают этот итальянский бренд, с которым мы давно работаем. Помещения будут иметь определенные формат и дизайн от Lavazza.

Что касается конкуренции, то кофейный бизнес — это прежде всего внимание деталям. Измените всего две-три, и на выходе в чашке получите уже не тот кофе. Наглядный пример — наш кофе-пойнт в ТЦ «Глобо» на ул. Уманской. Напротив нас работает точка конкурента, еще несколько — в зале. Они продают тот же продукт, но показателями продаж мы довольны. Многие, сравнив наш кофе и чужой, делают выбор в нашу пользу.

— Пару слов о вашей компании и об итальянском партнере, которого вы представляете.

— ООО «Сиба Групп» — российская компания с филиалами в Украине, Казахстане и Беларуси. Работаем с кофе в области вендинга (поставляем торговые автоматы), в гостинично-ресторанном бизнесе (HoRiCa — от слов Hotel, Restaurant, Cafe), продаем зерно, ставим капсульные кофемашины.

Во многих бизнесах бренд — это гарантия качества, определенных характеристик, которые получает клиент. В кофе это особенно важно. Наша компания является официальным дистрибьютором Luigi Lavazza S.p.A. —итальянской компании — производителя кофе, основанной Луиджи Лавацца в 1895 г.

— Вы упомянули о капсульных кофемашинах. Насколько я слышал, раздаете такие аппараты бесплатно?

— Если коротко, то это попытка итальянского производителя сделать кофе в маленькой машине не уступающим по вкусу напитку, приготовленному на профессиональном оборудовании. Это самый демократичный проект — можете получить кофемашину домой или в офис в аренду совершенно бесплатно. Оставляете заказ, операторский отдел обработает его и назначит дегустацию. К вам приедет менеджер и угостит вас кофе. Если понравились напиток и условия, получаете оборудование. Условие такое — кофемашина (их три варианта) сдается в аренду при условии покупки минимум 48 капсул в месяц (от 50 рублей). Проекту уже третий год. За это время в Минске и регионах нами установлено несколько тысяч капсульных кофемашин нового поколения Lavazza Firma.

— Почему вы выбрали работу в кофейной отрасли?

— Я продавец и управленец с довольно большим стажем. Кофе — один из любимых моих продуктов. В нем есть своя философия. Она отличается, скажем, от философии чая. В свою очередь внутри кофейного есть два направления — восточное и западное. Например, кофе по-турецки — это Восток. Пока осадок не опуститься на дно, напиток не станет вкусным, его нельзя пить сразу. Восток никуда не торопится. Это размышление о наслаждении и гедонизм. Кофе западный, напротив, «здесь и сейчас». Выпили чашечку, повысили тонус и побежали дальше по делам. Вот его философия. Но это один и тот же продукт, который заслуживает внимания.

Сегодня 20 или 30 компаний из Беларуси приобретают кофе и занимаются его обжаркой. Думаю, часть из них закупают сырье в Москве, а более продвинутые — на европейских биржах. Однако производительность самого крупного белорусского обжарщика — 300 кг (разовая загрузка). Мощности Lavazza — обжарочной фабрики в Турине — исчисляются тысячами тонн.

— А много ли в Беларуси любителей кофе?

— По данным статистики, годовое потребление кофе в Беларуси — менее 1 кг на душу населения. Для сравнения, в странах-лидерах, среди которых Дания и Финляндия, — 11–14 кг. По сравнению со скандинавами белорусы малопьющая кофе нация. Но здесь сказывается, скорее всего, наследие Советского Союза. В эпоху дефицита большинства продуктов мы не были избалованы кофе. Хорошие сорта и достойные компании постепенно приходили на белорусский рынок. Поэтому потребление дешевого, не очень качественного кофе не могло сформировать массового потребителя. Не будем забывать, что кроме зернового у нас по-прежнему пользуется спросом растворимый кофе.

Кофейня как досуговое место для Минска — относительно новое явление. Я помню, лет 20–25 назад найти в столице место, где можно попить хороший зерновой кофе, было почти невозможно. Только в последние годы появились достойные кофейни и такое понятие, как место для встреч и досуга. Сегодня чашка кофе — это только повод для того, чтобы люди встретились и пообщались. Но чтобы они массово полюбили кофе, нужны многие годы. Как и для профилей обжарки, которые только создаются в Беларуси производителями кофе.

Впрочем, это естественное развитие событий. Наша страна должна пройти определенный путь. У нас нет традиций — мы не выращиваем кофе. Ничего плохого в этом нет. Итальянцы тоже его не выращивают. Но они показали, что такой путь возможен и успешен.

— Как готовите свой персонал?

— Хороший бариста учится всю жизнь. В принципе, чтобы подготовиться, нужно от шести месяцев до года. Конечно, мы не можем столько обучать персонал. Но человек становится на объект, имея базовые навыки, а кофе-тренер подтягивает стандарты. Конечно, можно научить бариста за неделю, но это не значит, что человек станет готовить хороший кофе. Он будет подносить холдер, вроде что-то делать с кофе-машиной и наливать в чашку некий напиток. Все это во многих кафе в общем-то и происходит. Чашка кофе, приготовленная профессионалом, и чашка кофе, приготовленная неподготовленным человеком, не могут стоить одинаково. Поэтому в кофейне, которая больше платит своим сотрудникам и готовит лучший кофе, цены могут быть выше. И это объективно. Начинающий бариста зарабатывает 500–600 рублей, а подготовленный — вдвое больше. Поскольку мы являемся поставщиком кофе, то можем себе позволить осознанно держать определенный уровень цен. К тому же там, где мы арендуем помещение, предлагаем сотрудникам 30 %-ную скидку.

Фото Сергея Пожоги

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ