Высоцкий стал блондином, а Светличная сыграла первую главную роль. «Стряпуха» — фильм-старт для звезд советского кино

В этом фильме Высоцкий стал блондином, а красавица Светличная сыграла свою первую главную роль. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

О чем фильм

В одном из кубанских колхозов с полевого стана увольняют вечно пьяного кашевара деда Сливу. Вместо него в поле к варочной печи становится приезжая стряпуха Павлина Хуторная. Красавица сразу оказывается в центре мужского внимания. Бригадир механизаторов Серафим Чайка начинает ее опекать. Его невеста Галина Сахно тут же закатывает скандал. Выясняется, что Павлина бежала из соседней станицы в связи с тем, что огрела поварешкой назойливого ухажера. Вскоре в бригаде появляется еще один приезжий работник — механизатор Степан Казанец. Чтобы вызвать ревность Серафима Чайки, Сахно предоставляет комнату новичку в доме своей матери. Появляются слухи, что скоро в станице сыграют две свадьбы — Чайка женится на Хуторной, а Сахно выйдет за Казанца. Однако выясняется: Казанец и есть тот самый назойливый влюбленный, который получил поварешкой от Павлины. В хитросплетениях любовных треугольников предстоит разобраться.

Вопреки бойкоту

Анатолий Софронов
Эдмонд Кеосаян

Отец родившегося в Минске в 1911 г. писателя и драматурга Анатолия Софронова был расстрелян в 1926-м за сотрудничество с белогвардейской контрразведкой. Несмотря на компрометирующее для тех лет обстоятельство, Софронов не просто сделал головокружительную карьеру, а стал одиозной фигурой, крупным чиновником от литературы. Занимал пост секретаря Союза писателей, снискал славу сталиниста и антисемита. С 1953-го по 1986 г. был главным редактором журнала «Огонек». Между тем высокие посты не мешали ему писать для театра и кино народные комедии в духе соцреализма. «Стряпуха» — первая пьеса тетралогии, поставленная в Театре имени Е. Вахтангова в 1959-м, — пользовалась успехом. Дальше были «Стряпуха замужем», «Павлина», «Стряпуха-бабушка». Кинорежиссерам-шестидесятникам казалось, что подобные производственные комедии на грани водевиля остались в сталинском прошлом. Но шел 1964 г.. Оттепель завершалась. Софронов смог добиться экранизации пьесы на «Мосфильме», переделав ее в сценарий. Когда речь зашла о том, кто будет снимать, все режиссеры объявили бойкот, не желая связываться с морально устаревшим жанром. Но 27-летний Эдмонд Кеосаян с легкостью взялся за дело. Он не чувствовал отторжения от материала такого рода. Позже все удивлялись: откуда армянин, выросший в Ленинакане, мог знать детали жизни в российской глубинке? Эдмонд отшучивался. Только потом стало известно, что в 1938-м отец Кеосаяна был репрессирован, всю семью выслали из теплого Ленинакана на заснеженный Алтай. Армянских переселенцев приютила у себя простая женщина по имени Нюра. Всю жизнь режиссер называл ее второй мамой.

Где мои 17 лет

Инна Чурикова

Кеосаян поступил на режиссуру во ВГИК только с шестого раза. Благодаря своим энергии и обаянию он сразу попал в самую гущу столичной культурной жизни. Конечно, неофициальной. Среди его новых знакомых — Андрей Тарковский, Василий Шукшин, сценарист Левон Кочарян. В квартире последнего в Большом Каретном переулке собиралась разномастная публика, от бывших репрессированных до известных режиссеров. А с конца 1950-х туда захаживал и Высоцкий, так как жил в соседнем подъезде. Большой роли в «Стряпухе» для Владимира не было. Да и тема фильма на душу не ложилась. Но требовался заработок, и Эдмонд по дружбе дал ему роль Андрея Пчелки, станичного весельчака-баяниста. Пришлось будущему Жеглову в первый и последний раз в жизни перекрасить волосы в белый цвет и научиться играть на баяне.

К сожалению, многие помнят Светлану Светличную только по роли роковой блондинки Анны в «Бриллиантовой руке». Она великолепная и характерная актриса. Режиссер заметил это еще во ВГИКе и без проб доверил ей сыграть Павлину Хуторную. Это ее первая главная роль в кино. Есть еще один секрет. Как и Кеосаян, актриса родилась в Ленинакане.

Валерий Носик

Роль огретого поварешкой Казанца исполнил мало похожий на лирического героя располневший сорокалетний Иван Савкин. Семейную пару — Варвару и Гришу — сыграли будущие звезды Инна Чурикова и Валерий Носик. Серафима Чайку и Галину Сахно — уже известные зрителям в те годы Георгий Юматов и Людмила Хитяева.

Георгий Юматов

Актрису Людмилу Марченко, которая исполнила роль Таисии, подруги главной героини, одно время называли советской Одри Хепбёрн. Со слов Людмилы Хитяевой, за юной студенткой стал ухлестывать немолодой уже директор «Мосфильма» Иван Пырьев. Он был одной из влиятельнейших персон в советском кино. Девушка поддалась напору всё еще женатого тогда на актрисе Ладыниной режиссера. Когда она решила покончить с этой историей, вышла замуж за геолога. Но едва он уезжал в экспедиции, Пырьев пытался возобновить связь с юной красоткой. Однажды супруг уличил ее в измене и жутко избил. Ссадины со временем сошли, но Людмиле стали отказывать в ролях. Кеосаян, возможно, в пику Пырьеву, утвердил ее на роль Таисии, чем вернул ей веру в себя.

Эдмондик обижает

Съемки начались летом 1965-го в станице Некрасовской на Кубани. Актерам дали комнаты в местных избах. За молодым и энергичным Кеосаяном мало кто поспевал. Подъем съемочной группы — в 5 утра. В 6 — все на площадке.

Георгий Юматов пользовался своей фронтовой смекалкой. Едва расположившись на постое, он отправился к председателю колхоза. Тот выделил известному актеру выводок цыплят и мешок зерна для их откорма. Актер сделал ограду, растил домашнюю птицу. Благодаря этому, несмотря на напряженный график, после каждого съемочного дня накрывали стол с кубанским вином. Светличная готовила цыплят табака. К слову, находясь у печи в кадре целыми днями, актриса решила совместить полезное с приятным: готовила обеды съемочной группе.

Всем удавалось отделять работу от отдыха, за исключением Владимира Высоцкого. Лента и роль его угнетали. Он писал своему другу Игорю Кохановскому: «Ничего, кроме питья, в Краснодаре интересного нет». В шутку телеграфировал в Большой Каретный Левону Кочаряну: «Забери меня отсюда. Эдмондик меня обижает». Эти настроения приводили к срыву съемок, неявке на площадку. Однажды актер подрался на пляже с местным жителем, попросившим не играть на гитаре. Недовольного Высоцкий ударил гитарой в живот. Кеосаян уже хотел заменить Владимира, но посчитав, сколько сцен снято, понял: брать нового актера и снимать заново средств нет.

В готовой ленте Высоцкий говорит и поет не своим голосом. Одни утверждают, что персонажу просто нужен был голос повыше, поэтому актера переозвучили. Другие говорят, что Кеосаян сам озвучил его сцены из принципа. Режиссер рассказывал: Владимир просто не явился на озвучку в Москве. Песню за актера спел один из солистов хора всесоюзного радио. Чурикова, Светличная и другие снимались в следующих картинах Эдмонда. А вот Высоцкий с ним на съемочной площадке больше не встречался.

Фильм собрал 32 млн зрителей и вошел в десятку лидеров советского кинопроката 1966 г. В то же время по старой доброй традиции картину разгромили в печати. Журнал «Советский экран» писал, что это неудачная попытка режиссера углубить, драматизировать, возвысить лубок.

Прошло 55 лет с момента выхода ленты. Страсти давно улеглись. И каждый может, сделав несколько кликов, увидеть белобрысого Высоцкого, гоняющего по полям на мотоцикле, полюбоваться красотой и талантом юной Светланы Светличной, окунуться в атмосферу того времени.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ