Выставка молодых художников из Беларуси, России и Украины открылась в Минске

Выставка «Здравнево в лицах и судьбах» открылась 5 февраля в Художественной галерее Михаила Савицкого, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

На ней представлены работы 12 молодых художников из Беларуси, Украины и России. Летом 2019 года они участвовали в литературно-художественном пленэре в музее-усадьбе Ильи Репина «Здравнево», что под Витебском. Мероприятие было приурочено к 175-летию живописца.

Писали с натуры, на свежем воздухе, но не пейзажи, а портреты. Для авторов это стало творческим вызовом. На то, чтобы узнать, прочувствовать, показать характер и настроение человека, давалось два дня. Герои, изображенные на полотнах, — жители Витебщины. Одни учатся в школе, другие давно вышли на пенсию и поют в хоре. Кто-то работает на птицефабрике, а кто-то открыл свою ремесленную мастерскую.

На выставку в Минск специально приехала Зинаида Кохтова, которую вместе с правнучкой изобразила на своей картине русская художница Ирина Ткаченко. А женщина действительно героиня. Родилась в 1941 году, совсем еще маленькой была угнана в Германию, а после войны, когда восстанавливали завод в поселке Руба, жила с семьей в землянке. Уже взрослой работала на биостанции юных натуралистов. Сейчас участвует в хоре «Надежда».

Вместе с живописцами над проектом «Здравнево в лицах и судьбах» трудились и литераторы — писали эссе о тех, кто изображен на холстах.

Как отметил сопредседатель правления Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, «Здравнево» было выбрано не просто так, это место, притягательное для многих деятелей культуры и науки.

— Этот проект стал своего рода продолжением другой инициативы, когда художники побывали в трех городах, где построены Софийские соборы, — Киеве, Новгороде и Полоцке. Но цель такая же — культурное взаимодействие. Мы часто упираемся в политическую стену, а ведь за ней существует обычная жизнь. Белорусов, русских, украинцев. Сложная и удивительная. Подобные творческие проекты напоминают нам друг о друге, объединяют, — добавил М. Швыдкой.

— Я никогда раньше не участвовала в пленэрах, где нужно было рассказывать о человеке. Мы выбирали моделей из числа тех, кто согласился поучаствовать в проекте. Интересно, что сначала человек цеплял внешне, и ты, как художник, уже подбирал для него цветовую гамму, ракурсы. Но потом знакомился, и все менялось, обрастало в голове новыми деталями, — поделилась художница Елизавета Пастушенко из Минска.

Ей, как художнице, приглянулась 14-летняя девушка с романтичными светлыми кудрями, но портрет получился не по возрасту серьезным. Это картина о молодости и целеустремленности, не о гордыне, как может показаться на первый взгляд. Оказалось, что Катя, которую мы видим на портрете, пишет стихи, ходит в танцевальную студию, смотрит фильмы о войне и уже представляет, чего хочет от жизни.

— На пленэре, который стал настоящим испытанием на прочность, нам очень помогла интуиция. Ведь как происходит с портретами — сначала художник ищет характерные для человека черты, потом подмечает его движения и мимику. Все это приходилось делать быстро. Тренировались сложности превращать в преимущества. Когда одна из моделей пришла позировать во второй раз в строгом костюме вместо джинсов, пришлось переписать портрет. Он получился даже лучше, — рассказали художницы Татьяна и Екатерина Очередько из Киева.

Впечатлениями о пленэре поделилась и участница из Санкт-Петербурга Елена Прудникова:

— Герои моих картин не собирались позировать, но я увидела этих людей и поняла — хочу запечатлеть именно их черты. Уговаривать, к счастью, долго не пришлось. На одном портрете можно увидеть Алексея Сухорукова, заведующего музеем-усадьбой «Здравнево». Сидит на верхнем этаже, где Репин когда-то писал портрет своего сына. Это было символично и волнительно для меня. На втором холсте — Ольга Мартынова. Я увидела ее случайно, когда писала первый портрет, — утонченную, в красном платье, ее нельзя было не заметить. Как выяснилось, эта женщина вяжет одежду и сувенирных кукол.

Справочно

Пленэр, результатом которого стала выставка, был организован в рамках Международного гуманитарного проекта «Минская инициатива» Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ. Экспозиция открыта до 27 февраля.

Фото автора

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ