О том, почему стремление совершенствоваться не всегда идет универмагу на пользу
Каждый минчанин наверняка хоть раз в жизни да заходил в ЦУМ. А многие бывают там регулярно. Более того, будь я поэтом, возможно, еще год назад задорным хореем признался бы в любви к этому заведению. Как минимум за широкий ассортимент товаров, вменяемую ценовую политику и удобное расположение отделов. И если первые два пункта остались практически неизменными, то с последним теперь не все гладко. Да, мир не стоит на месте и ЦУМу тоже нужно двигаться вперед, расширять количество отделов с самообслуживанием, чтобы покупатель мог пощупать товар, поглядеть на него с разных сторон, а быть может, и понюхать украдкой. Но не всегда движение навстречу покупателю может оказаться направлением верным. В итоге может получиться как раз наоборот.
Приведу пример. Отдел мужского белья. Сравнительно недавно сюда переехали и носки. Не всякий представитель мужского пола доходит до этого дивного места на втором этаже универмага, предпочитая делегировать полномочия бабушке, маме, жене или подруге. Не без гордости скажу: я стараюсь заглядывать сюда лично. И вот в один из будних дней в надежде по-быстрому купить пару-другую носков прихожу в ЦУМ, поднимаюсь на второй этаж и… вижу очередь человек в 15! И это только в одну кассу. Во второй – немногим меньше. В основном конечно же дамы. По инерции захожу, пытаясь лавировать между ними. За плечами – рюкзак. Приходится снимать и орудовать на вешалках одной рукой, что отнюдь не всегда удобно. А очередь меньше не становится, в основном стоят с майками, трусами…
И вот тут-то меня осенило. А ведь раньше чулочно-носочные изделия прекрасно себя чувствовали отдельно от нижнего белья. Сразу при входе на второй этаж стоял прилавок. За прилавком всегда были энергичные продавцы, которые зачастую по обрывочной информации от покупателей: «Мне надо красненькие, с рисунком» или «Дайте мне носки, только размера я не помню» – всегда четко доставали и выкладывали перед клиентами нужные пары. Все, кто пришел в ЦУМ за бельем, следовали направо от прилавка с носками и выбирали вещи там. Иными словами, никто никому не мешал. И такой покупатель, как я, который всего-то и думал, что о нескольких парах носков, мог спокойно, без сумасшедшей очереди купить их и отбыть по своим делам.
К слову, раскладка товаров в сборном чулочно-маечном отделе также не сильно впечатлила. Так, прямо у входа стоит корзина, куда свалена куча трусов. Это, конечно, очень современно, многие бутики так делают, но ЦУМ, ты ли это? Прочее исподнее висит на вешалках. Причем людям с ростом ниже среднего придется попотеть, чтобы дотянутся до самого ходового 48-го размера. Одна миниатюрная женщина вставала на цыпочки, чтобы что-то взять. Я бы и рад помочь, но как бы это выглядело? «Вам какие трусы подать? Эти? Или с васильками?» Да и вкусы у всех разные, знаете ли. К тому же, напомню, мало кто приходит в ЦУМ с пустыми руками. Почти у всех – сумки. Чтобы что-то выбрать, придется раздвигать бельишко. А висит оно довольно плотно друг к другу. Кто-то скажет: «Ишь ты, эстет выискался. Схватил первые попавшиеся труселя и побежал к кассе». Это, конечно, можно, но почему-то не вдохновляет. Производители старались, шили, узоры придумывали, дизайн, а я буду брать то, что удобнее висит?
В общем, поглядел я на все это, плюнул и подъехал в «Спорттовары» на Якуба Коласа. Благо, там в отделе чулочно-носочных изделий не было никого. Даже продавца. Но это ерунда. Продавца нашел. Носки купил.
Возможно, у меня тогда выдался просто не носочный день. А может, и впрямь желание больших универмагов охватить самообслуживанием все подряд не такое уж прогрессивное и иногда лучше все просто оставить так, как было, если было удобно.