«Я могу сделать из лозы все. Абсолютно все». Народный мастер Беларуси — о своем увлекательном ремесле

Корреспондент агентства «Минск-Новости» пообщалась с народным мастером Еленой Гурецкой и узнала, как создаются изделия из лозы, в чем их привлекательность и почему в лозоплетении не так все просто, как кажется на первый взгляд.

О любви к лозе и самообучении

Плетеными изделиями Елена заинтересовалась еще в юности, когда жила в родном Витебске.

— Изделия из лозы просто притягивали меня. Я спрашивала и узнавала, кто мог бы обучить этому искусству. Но все мастера отказывали, потому что смотрели на меня как на конкурента, а не коллегу. И все же судьба преподнесла подарок, появились на пути люди, которые показали первые шаги в лозоплетении.

Все остальные навыки народный мастер изучала самостоятельно. В то время Интернета не существовало, книги по теме были редкостью — девушке пришлось преодолеть немало трудностей на пути к покорению непростого природного материала.

— Раз ты учишься на собственных ошибках, то знаешь ходы и выходы и можешь этим манипулировать. Ты сам начинаешь понимать, как «работает» материал, что можно с ним делать, а что нет. Первую книгу, «32 урока плетения из лозы», купила случайно, когда поехала за шторами, — вспоминает с улыбкой героиня.

Прошло немало времени, Елена многому научилась — и ее мастерство в итоге заметили и оценили. Девушку пригласили на работу руководителем нескольких кружков по лозоплетению, настолько это направление было тогда востребовано. К тому же она успела поработать на фабрике художественных изделий и в центре ремесел Витебска «Двина». Высшее образование получила в Белорусском государственном университете культуры и искусств.

12 лет проработала в одном колледже, а потом ушла в филиал музея Янки Купалы

Меня пригласили работать в Минск. Тогда, в 2008 г., по рекомендации мэра города Минска в УО «Минский государственный профессионально-технический колледж декоративно-прикладного искусства им. Н. А. Кедышко» открыли направление по специальности «Изготовитель художественных изделий из лозы» и на второй ступени «Работа в материале — лозоплетение».

Елена посвятила 12 лет обучению талантливых ребят из колледжа. И вот новый поворот в ее жизни — с прошлого года она начала работать в филиале государственного литературного музея Янки Купалы «Окопы», который находится в д. Хоружанцы Логойского района.

— Музей действительно на этом этапе моей жизни был необходим. Важно, что здесь я могу говорить на родном белорусском языке и практиковать его, — подчеркивает мастер.

Новое место работы Елены просто потрясающее — вокруг тишина, чистый воздух, зеленая поляна, растущие грибы, даже небольшой пруд с рыбками, лягушками и стрекозами. Кроме основного здания, где находится музей Янки Купалы, есть и «Дом дворовых», в котором открыта сезонная выставка народного мастера под названием «Мне засталася Спадчына». Экспозиция состоит из двух разделов: «Мінулае» и «Сучаснае». В разделе «Мінулае» представлены вещи из лозы, которыми пользовались раньше. В разделе «Сучаснае» — работы Елены и ее учеников.

90 % времени занимает подготовка лозы к плетению

Основным видом сырья для мастера по плетению являются ива прутовидная, ива пурпурная, а также различные их гибриды. Можно не только использовать дикорастущие растения, но и вырастить материал самому. Выращивание ивы на своем участке, как рассказывает мастер, позволит получить материал более высокого качества. У Елены есть свой большой участок — 2 га, где растут разные сорта. Сырья получается много, но за всем этим добром ухаживать очень тяжело — на помощь приходят верные ученики.

Самая сложная часть работы с лозой — подготовка ее к плетению. По словам Е. Гурецкой, это занимает 90 % времени. Там много процессов, в которых с первого раза сложно разобраться, — выращивание, прополка, высушивание, сортировка и т. д. Причем используемых инструментов так много, что устанешь их перечислять, — круглогубцы, секатор, шмол, нож, прищепки, степлер, щемилка, кисти, кастрюли, ванны и много-много других.

Научиться этому ремеслу можно, но вот достичь совершенства… Чтобы овладеть мастерством, Елене потребовалось несколько лет, но она все еще продолжает развиваться и применять новые приемы. Среди работ нет одинаковых и похожих изделий, все они индивидуальны и привлекательны. Из лозы делают не только классические корзинки, но и всевозможные фигуры животных, куклы, арт-объекты, мебель, украшения для дома… Большинство работ Гурецкой можно прямо сейчас применять в быту: лукошки, маленькие шкатулки для бижутерии, вазы для зонтов, коврики в прихожую.

Не меньше привлекают целые коллекции красивых белорусских куколок или, например, корзинок, выполненных в ребранной технике, за которые народный мастер в 2008 г. даже получала государственную стипендию. Это корзины названы образами и женскими именами: «Купалинка», «Журавинка», «Алеся», «Алена», «Литвинка», «Татьяна», «Янина», «Ганна» и т. д.

Все работы Е. Гурецкой прекрасны, будь то интересные черно-белые корзинки из запаренного прута, рог изобилия из косы или конкурсные работы, например, «Гульня Забавы» или «Коза». С особым трепетом мастер отзывается о своем произведении «Дерево жизни», символизирующем основные понятия белорусского народа. Его она создала в 2017 г.

— Изделие состоит из элементов. Основное дерево обвивает коса, которая является сильным оберегом и означает плодородие. А небольшие спиральки, которые завернуты с маленькими солнышками, имеют восемь концов и представляют собой рождение и продолжение рода. Они говорят о круговороте природы и земном цикле. Вот это коромысло с маленькими корзиночками говорит об отношениях мужчины и женщины: если наполнены ковшики неровно, то нести тяжело, — объясняет Е. Гурецкая.

Многие свои работы мастер демонстрировала на выставках и конкурсах. У нее только дипломов наберется не меньше 300 штук! И это не предел. Елена рассказала о самой знаковой для нее выставке.

— Я в 2019 г. участвовала в Ягеллонской ярмарке в Польше. Это было необычное событие, потому что очутилась в среде только традиционных мастеров. Это очень престижное мероприятие. Мне вручили диплом и приглашение на следующий год. Правда, в 2020-м из-за пандемии не смогла приехать, но обязательно воспользуюсь этим шансом.

Каждая работа мастера больше, чем просто изделие из лозы. Это целые миры и образы.

— Мне нравится использовать разные приемы для работ. Получается не просто корзина, «Коза» или «Забава», — они несут в себе историю и смысл. Из мелких деталей собирается крупная работа. Я могу сделать из лозы все. Абсолютно все. Мне нужно только поставить задачу или захотеть. Считаю, что лоза меня сама нашла. Это она меня выбрала, а не я ее, — уверенно заключает Е. Гурецкая.

Фото из личного архива мастера

Смотрите также:

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ