«Я сегодня смеюсь над собой»: артист Театра-студии киноактера С. Вилькин отмечает юбилей

Артист Театра-студии киноактера Станислав Вилькин отмечает на любимой сцене юбилей 14 октября. О жизни в искусстве и об искусстве жить корреспондент агентства «Минск-Новости» беседует с юбиляром.

Хорошо знающие его люди говорят, что Станислав Вилькин мало похож на актера в обычной жизни: скромен, сдержан, немногословен. К тому же он искренне умеет радоваться успехам не только собственным, но и других. Особенно своих учеников. Вот уже более 20 лет Станислав Вилькин приобщает мальчишек и девчонок СШ № 27 к искусству: подыскивает пьесы, ставит спектакли, помогает овладеть секретами актерской профессии. Его воспитанники поступают в театральные вузы Минска, Москвы и Санкт-Петербурга, ярко заявляют о себе в прославленных коллективах.

Возраста не ощущаю

— Круглые даты — зачастую это повод подвести какие-то итоги: что в жизни удалось, что не сложилось. А вы, Станислав Владиславович, как оцениваете свой путь в профессии и в жизни?

Мне хочется сказать о себе словами из стихотворения Александра Вертинского: «Я сегодня смеюсь над собой». 60 лет — вроде бы солидный возраст. Но я его совсем не ощущаю. Мне еще многого хочется. Например, поставить спектакль о любви. Вроде бы о ней уже все сказано. А все-таки это вечная тема, и каждый, высказываясь, открывает что-то свое.

Я ни о чем в жизни не жалею: не вижу в этом смысла. Сегодня, не кривя душой, могу сказать, что счастьем не обойден. Рядом любимая жена (костюмер Театра-студии киноактера Юлия Вилькина. — Прим. авт.). Младший сын Ярослав иногда раз десять в течение дня повторит, что меня любит. Разве этого мало?

— Сегодня многие актеры отмечают: кино кормит, но не удовлетворяет творческих запросов. Театр больше греет, но на зарплату там прожить невозможно.

У меня такая же история. Кино сегодня не утоляет актерский голод, хотя, безусловно, за съемки (даже в эпизодах) получаешь больше, чем в театре. Но в театре более интересный материал. И там чувствуется дыхание зала, эмоциональный отклик. Тем более в таком, как наш, где между сценой и зрителем фактически нет «зазора». Лично мне очень дорога особая камерность нашего зала, тесный контакт с публикой.

— Поменялся ли, на ваш взгляд, за годы вашей работы в театре зритель? Какие спектакли вызывают больший отклик с его стороны?

Мне кажется, сегодня публика приходит в театр в большей степени за тем, чтобы отдохнуть, развеяться, насытиться положительными эмоциями. Комедии более востребованы, нежели драмы и трагедии. Наверное, к этому располагает время. Все-таки жизнь у большинства людей непростая, напряженная, и компенсация необходима.

— Согласны с мнением о том, что нет маленьких ролей — есть маленькие актеры?

Согласен. В больших ролях можно скрыться за партнером, за текстом. А в эпизоде такого шанса нет, там нужно выстрелить сразу. Сделать выразительным и запоминающимся персонаж, который появляется на несколько минут, по-настоящему сложно. На мой взгляд, самое важное для актера — найти свою нишу и честно служить искусству.

— Есть ли у вас друзья среди коллег?

Есть, хотя и немного. Вот об актере нашего театра Анатолии Гурьеве могу так сказать. Мы вместе работаем с первых дней основания театра.

Люблю ненормальных

Почему выбрали актерскую стезю?

Отчасти это дело случая. Родился я в Литве в семье железнодорожника. После школы устроился работать на Литовскую киностудию осветителем. И вот во время съемок фильма «Смок и Малыш», глядя на исполнителя главной роли Вениамина Смехова, который играл Смока, захотел стать артистом. Считаю, мне повезло: я с первой попытки поступил в БГХТИ на курс к Борису Луценко.

— А что побудило вас преподавать в общеобразовательной школе актерское мастерство, заниматься с детьми искусством?

Впервые меня пригласили в школу с эстетическим уклоном в начале 1990-х годов. Не спешил соглашаться, сомневался в своих преподавательских способностях. Но решил попробовать, и постепенно меня по-настоящему затянула работа с детьми. Я всегда мечтал построить свой микротеатр. В школе с ребятами-единомышленниками это удалось. Когда видишь результат своих усилий, понимаешь, что в тебе нуждаются, это вдохновляет. Раньше в 27-й школе были профильные театральные классы, теперь веду факультатив. Если не занят в театре и не приглашают в кино, то все равно не лежу на диване и не унываю. Это держит в тонусе.

Не все мои воспитанники, конечно, связывают свою жизнь с искусством. Но мы выступаем со своими спектаклями в детдомах, детсадах для слабослышащих и слабовидящих, перед онкобольными. И это не проходит бесследно: ребята видят тех, кому гораздо труднее, чем им; они учатся сострадать, глубже понимают жизнь.

— Какие юноши и девушки сегодня, по вашим наблюдениям, выбирают актерскую стезю?

Ненормальные. Те, которые подхватывают вирус лицедейства и навсегда заболевают сценой. Некоторые мои воспитанники поступают в творческие вузы несколько лет подряд: вне искусства они себя попросту не представляют. Чувствую огромную ответственность за их судьбы. Все-таки профессия у нас непростая, очень зависимая.

— Чем занимаются ваши сыновья? Кто-то из них подхватил вирус лицедейства?

Старший Владислав окончил БГУИР и работает программистом. Средний Чеслав не сразу, но все-таки пошел по моим стопам: сегодня он артист Могилевского областного драматического театра. Младшему Ярославу всего 10 лет. Учится в 27-й школе и занимается у меня на факультативе. Говорит, что обязательно будет артистом.

Справочно

Станислав Вилькин в Театре-студии киноактера сыграл в спектаклях:

«Незримый друг» (Петр Чайковский), «Таланты и поклонники», «Фантазии по Гоголю» (Почтмейстер), «Последняя женщина сеньора Хуана» (Карлос), «Остров нашей любви и надежды» (Митя), «Филумена Мартурано» (роль?), «Как выходят в люди, или На всякого мудреца довольно простоты» (Голутвин), «Пигмалион» (Саркастический прохожий), «Забыть Герострата» (Горожанин), «Средство Макропулоса» (архивариус Витек), «Похищение Елены» (Инспектор полиции) «Безымянная звезда» (Кондуктор), «Щелкунчик» (Дроссельмейер), «Хто смяецца апошнiм» (Нiчыпар).

 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ