«Я — Водяной, я — Водяной…». Почему эта песенка из мультика «Летучий корабль» вызвала упреки цензоров
Цензоры назвали песню этого сказочного персонажа из мультфильма «Летучий корабль» жалобой диссидента, недовольного социализмом. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Ни славы, ни денег
Советские мультфильмы можно разделить на две категории. Первая — для детей и немного для взрослых, вторая — для пап, мам и чуточку для детей. Разве можно назвать детскими строчки песни из мультфильма «Летучий корабль»: «Шла лесною стороной, увязался черт за мной. Думала — мужчина. Что за чертовщина!»? Но над этими частушками дети тоже смеялись, не понимая, о чем идет речь. Умение балансировать в мультипликации между вниманием детей и взрослых подвластно не всем. Один из счастливчиков, у которого это получалось и получается, — режиссер-мультипликатор Гарри Бардин. А ведь у признанного мастера даже нет режиссерского образования! Окончил Школу-студию имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТ имени Горького (1968), работал драматическим актером в театре имени Гоголя, снимался в кино, писал рассказы для радиопередачи «С добрым утром». В компании Эдуарда Успенского, Аркадия Хайта, Юрия Энтина снимал и писал сценарии для детской телепередачи «АБВГДейка». Пробовал себя во всем. В 1975 году решил ради разнообразия написать заявку в «Союзмульфильм» на первую свою мультипликационную работу «Достать до неба». Производство запустили. В финале после сдачи готового фильма подошел классик отечественной мультипликации Иван Иванов-Вано и сказал, что учит четыре года своих балбесов во ВГИКе, а в результате видит только ремесленные поделки, а тут человек с улицы пришел и с ходу оказался настоящим профессионалом. Так совпало, что сказано это было без десяти двенадцать 10 октября 1975 года. Именно в эту минуту на свет появился сын Бардина, а он сам родился как режиссер.
Как шутит сам Гарри, на студии к нему относились с симпатией и любовью, пока он особо не выделялся и не снял «Летучий корабль», оказавшийся сенсационно удачным. Началось всё с того, что в 1979 году его вызвал директор и сказал: «Ты делаешь мультфильмы по своим сценариям. Это любой может. Попробуй сделать по чужому». Даже намекнул на увольнение, если откажется. Гарри прочел материал, снова пришел к шефу и произнес: «Я согласен, но только при условии, если разрешите разделать этот сценарий, как бог черепаху. Нужно согласие автора». Сценаристу Алексею Симукову было всё равно, но он предупредил: «Делай что хочешь, только в титрах как сценариста тебя рядом со мной не будет. И не рассчитывай на гонорар за переделку литературной основы. Я его давно получил и потратил». В общем — ни славы, ни денег!
Полное погружение
По сюжету царевну Забаву царь-отец пытается выдать замуж за богатого боярина Полкана. Но ей люб трубочист Ваня, который обещает построить летучий корабль и выкрасть любимую. В процессе постройки он встречает сказочных персонажей — Водяного, Бабок-ёжек. По задумке все герои должны были петь свои партии. Самым модным композитором для кино в ту пору считали Максима Дунаевского. Его и Юрия Энтина в качестве автора слов пригласили создать песни. Прочитав изначальный сценарий, поэт не знал, за что зацепиться в характере Водяного. Это потом персонажа сделают депрессивным, поющим о своей безрадостной жизни, а еще тем, кто дал Ване волшебные инструменты для постройки корабля. А на старте он только должен был указывать Ивану дорогу. Юрий спросил у режиссера, каким он видит Водяного, о чем может петь герой? Бардин сказал, мол, ты поэт, ты и придумывай. Делать ничего не оставалось, кроме как погрузиться в предлагаемые обстоятельства в буквальном смысле. Энтин наполнил ванну, залез в нее, рядом на столике положил лист и ручку. Через 20 минут стихи были готовы: «Эх, жизнь моя — жестянка!!! Да ну ее в болото! Живу я, как поганка. А мне летать, а мне летать, а мне летать охота!». Водяного озвучил и спел за него Анатолий Папанов. Слова «Я — Водяной, я — Водяной! Никто не водится со мной. Внутри меня — водица. Ну что с таким водиться?» не понравились цензорам. Всерьез заявили, что текст напоминает нытье диссидента, недовольного советским строем. Когда в 1985 году поэт решил выпустить сборник своих стихов с названием «Я — Водяной», редакторы настояли на названии «Крылатые качели». После печати тиража Энтин увидел, что под названием «Крылатые качели» разместили изображение Водяного!
Все танцуют и поют
Как и задумывалось, песни или куплеты есть в мультфильме у всех персонажей. Если вспоминать некоторые из них по знакомым строчкам, то это: «Ах, если бы сбылась моя мечта! Какая жизнь настала бы тогда!», «А я не хочу, не хочу по расчету! А я по любви, по любви хочу!». Забаву озвучила Татьяна Шабельникова. А Г. Бардин взял на себя смелость говорить и петь за царя: «Я без поддержки как-нибудь сам уж. Лишь бы Забаву выгодно замуж!».
Накануне работы над мультфильмом завершились съемки ленты «Д’Артаньян и три мушкетера», для которой Дунаевский написал музыку. Поэтому роль трубочиста Вани в мультфильме совсем не случайно озвучил Михаил Боярский. Он пел: «И теперь дня прожить без тебя мне невмочь! Это ж надо — влюбился в царскую дочь!».
Не посрамил авторов и Полкан, спевший голосом Рогволда Суховерко: «Новые деньги, новые связи. Вот оно, счастье — в князи из грязи!!!».
Самыми запоминающимися стали частушки Бабок-ёжек: «Я была навеселе и летала на метле. Ой, сама не верю я в эти суеверия!!!». Но замечательного хора могло в произведении не быть. Сперва Баба-яга присутствовала в единственном числе. Для нее заготовили песню: «Меня вы знаете так слабо, во мне вы видите врага. А я, во-первых, просто баба, и только во-вторых — яга!». Бардин сказал, что с группой прогрессивных псевдостарушек будет веселее! Для них написали эти частушки, которые исполнил Московский камерный хор. А еще помогал ансамбль «Фестиваль», созданный Максимом Дунаевским и Марком Айзиковичем в 1977 году.
Не поеду в Лос-Анджелес
Режиссер не предполагал, что мультфильм станет хитом на долгие годы, побывает на международных кинофестивалях. Персонажей из него перенесли на сцену. Дунаевский написал мюзикл «Летучий корабль» в двух действиях для детей и взрослых, который с большим успехом идет в Белорусском государственном академическом музыкальном театре. Поскольку мультфильм длится 18 минут, а спектакль — более двух часов, Максим Исаакович кроме известных песен использовал в произведении дополнительные музыкальные и вокальные композиции. В 1982 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку с аудиосказкой на основе мультфильма. Позже ее не раз издавали на СD-дисках.
После такого успеха Г. Бардин мог спокойно клепать мультипликационные мюзиклы в выработанном формате. Но смысл его жизни — творческий поиск. Он делал мультфильмы с персонажами из бумаги, пластилина, спичек, масляных красок, кукол, веревок. За своими экспериментами не забывал о массовом зрителе. В 2010-м вышел его полнометражный мультфильм «Гадкий утенок». В 1992 году — в самые финансово сложные времена — режиссера пригласили в США на студию «Уолт Дисней» для проведения мастер-классов. А после них предложили многолетний контракт на производство мультсериалов за баснословные деньги. Продюсеры в придачу выделили ему дом в Лос-Анджелесе… Он от всего отказался и вернулся в Россию на уже созданную им собственную мини-студию «Стайер». Объяснил мастер всё просто: «Снимать бесконечные запрограммированные сериалы, жить без поиска новых форм я не могу».
Еще материалы рубрики:
«Каким ты был, таким остался…» О ком на самом деле пела легендарная Марина Ладынина в этой песне
Основана на реальных событиях. История создания песни «Три танкиста»
«Постой, паровоз». Несмотря на темное прошлое автора песни, ему жали руку Хрущев и Брежнев