Яд для Ленина, паровоз «Овечка» и возвращение Людмилы Гурченко. Этот день в истории: 17 марта
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 17 марта в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1901 год. Начат выпуск русского паровоза серии Ов, получившей у машинистов ласковое прозвище «Овечка»
Индекс Ов обозначал «основной тип грузового паровоза» (О) «с парораспределительным механизмом Вальсхарта» (В). Эти паровозы были самыми многочисленными грузовыми локомотивами на железных дорогах России в дореволюционный период. Всего их построили более 8 тыс.
Важную роль в судьбе паровозов серии О сыграли надежность и простота конструкции. Эти машины делались в те времена, когда не было точных методов расчета и специальных сталей. Поэтому все детали создавались с огромным запасом прочности, что только повышало надежность и живучесть русских локомотивов.
Со второй половины 1920-х годов более мощные новые паровозы серии Э, выпускавшиеся в большом количестве, начали вытеснять «овечек» сначала с главных, а затем и с второстепенных дорог. Их стали использовать в качестве маневровых на станциях, передавать промышленным предприятиям.
Во время Великой Отечественной войны «Овечки», без преувеличения, спасли нашу промышленность, обслуживая подъездные пути заводов, фабрик и электростанций в то время, когда более современные локомотивы были заняты на стратегических магистралях. Именно «Овечка» выводила бронепоезда на боевые позиции, ведь другие, более тяжелые паровозы не смогли бы выдержать груз навешенного на них металла. И паровоз, и тендер покрывались броневыми листами, а на тендере устраивалась броневая рубка командира бронепоезда.
Паровозы Ов эксплуатировались вплоть до 1960-х годов, сдав трудовую вахту тепловозам и электровозам. Сегодня «Овечек» осталось очень мало: те, что не были отправлены на переплавку, либо заняли места на постаментах, либо блистают на киноэкранах (их, например, можно увидеть в фильмах «Анна Каренина», «Сибирский цирюльник», «Статский советник» и др.).
1905 год. Эсеровские организации в Москве и Петербурге подвергаются сокрушительному разгрому
За два дня, 16 и 17 марта, были арестованы почти все боевики, включая руководителей московского и петербургского отрядов Прасковью Ивановскую и Сергея Барыкова. Подозрение в предательстве пало на эсера Николая Татарова. Тот уверенно заявил, что провалы — дело рук самого руководителя организации, Евно Азефа, который является тайным агентом охранки. Но Азеф до этого успешно прошел десятки проверок, и Татарову не поверили. «Революционным судом» он был приговорен к смерти. Меру пресечения исполнил боевик-эсер Федор Назаров: уже 22 марта, не сомневаясь в справедливости своей миссии, он зарезал своего бывшего соратника на его варшавской квартире в присутствии родителей.
Пикантность ситуации в том, что двойными агентами, как выяснилось позже, были оба: и Азеф, и Татаров.
Максим Горький в очерке, написанном в 1927 г., дал ироничное описание внешности эсеровских провокаторов. Как-то на даче у Репина собралась пестрая компания. В одной комнате находились эсеры Рутенберг и еще не разоблаченные Азеф и Татаров, в другой — меньшевики Салтыков и Бенуа. «Мимо нас, — пишет Горький, — проследовали к поезду массивный, толстогубый, со свиными глазками Азеф, в темно-синем костюме, дородный, длинноволосый Татаров, похожий на переодетого соборного дьякона, вслед за ними ушли хмурый, сухонький Салтыков, скромный Бенуа. Помню, Рутенберг, подмигнув на своих провокаторов, похвастался мне: — Наши-то солиднее ваших».
В 1923 г. Крупская просит у Сталина яд для Ленина
Надежда Константиновна, видя мучения мужа, лежащего в параличе и теряющего человеческий облик, обратилась к Сталину с просьбой дать цианистый калий, чтобы избавить Владимира Ильича от страданий. Говорить Ленин уже не мог и не понимал слов, обращенных к нему. Еще когда появились первые признаки паралича, Ленин сам завел разговор о том, что в случае обострения болезни лучше принять яд, чем продолжать растительное существование. О просьбе Крупской Сталин проинформировал членов Политбюро, причем письменно. Политбюро в просьбе отказало, и вождь, мучаясь, прожил еще 10 месяцев.
Вокруг смерти Владимира Ильича ходили разные слухи — был отравлен Сталиным, умер от сифилиса и т. п. Вывод директора НИИ физико-химической медицины академика РАН Юрия Лопухина, уже в наши дни лично изучившего препараты головного мозга Ленина, однозначен: «умер от атеросклероза сосудов головного мозга, это совершенно четко и других мнений не может быть».
1972 год. Творческий вечер Людмилы Гурченко в Центральном Доме работников искусств — первое публичное выступление после долгих лет забвения
Она ворвалась на звездный олимп стремительно, дебютировав в 1956 г. сразу главной ролью в «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова. Миловидная девушка с осиной талией мгновенно завоевала сердца зрителей. А ее песенку про пять минут пела вся страна.
Но достойного продолжения не последовало, Гурченко попала в полосу невезения, превратившись в актрису «одной роли». Несмотря на то, что и в 1960-е годы она снималась, в череде ролей не было ни одной, которая могла бы сравниться с той, дебютной. И актрису, как пишет она сама в книге «Аплодисменты», «…забыли. Предали забвению. Тихо похоронили. Забальзамировали».
Выступлением в Центральном Доме работников искусств Гурченко хотела напомнить о себе столичному зрителю, дать ему веский повод перестать воспринимать ее как актрису второго сорта. Однако завоевать публику оказалось непросто. Вот как вспоминала об этом сама Людмила Марковна:
«Треть вечера в зале был «лед». «Карнавальная ночь» прошла при гробовом молчании. Смеялись только на экране. Это жутко! Но без «Карнавальной ночи» нельзя! Потеплело, когда после фрагмента из «Рабочего поселка» я сыграла сценку из мюзикла «Целуй меня, Кэт», где мои куплеты заканчиваются эксцентрическим танцем… Но наибольший успех вызвала «Маленькая балерина» Вертинского. Я ее сделала по-своему. После песни — секунда молчания — и горячий прием. За смелость, наверное… Уже закончилась программа, уже много раз я уходила за кулисы и опять выходила на сцену. Но в зале еще и еще чего-то от меня ждали…»
В карьере актрисы наступило второе дыхание. После выхода музыкальных фильмов «Соломенная шляпка» (1974), «Небесные ласточки» (1976), «Мама» (1976) она вновь стала одной из ведущих советских актрис. А роли в фильмах «Двадцать дней без войны» Алексея Германа (1976), «Пять вечеров» (1978) и «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979) Никиты Михалкова открыли актрису с новой стороны.
1991 год. По инициативе Михаила Горбачева проводится общесоюзный референдум о сохранении Советского Союза
К тому времени позиции первого президента СССР были весьма неустойчивыми, союзный центр быстро утрачивал реальные управленческие функции, а лидеры не только союзных, но и многих автономных республик жаждали истинной власти. Желая переломить эти тенденции, Горбачев вынес вопрос о будущем СССР на референдум, предлагая в качестве альтернативы сепаратистам аморфную концепцию обновленного Союза.
Еще в ноябре 1990 г. он подготовили проект нового Союзного договора, по которому страну предполагалось переименовать в Союз Суверенных Советских Республик. В этом ключе был задан и вопрос общесоюзного референдума: желают ли граждане сохранения Союза в новом обличье? Хитрая формулировка сработала, и 76,4 % участников референдума ответили утвердительно.
Но оппонент Горбачева Борис Ельцин добился вынесения на общероссийский референдум вопроса о введении поста президента. 70 % россиян эту идею одобрили, и уже 12 июня Ельцин уверенно победил в первом туре выборов. После этого все усилия Горбачева по сохранению Союза были обречены, а августовские события 1991 г. окончательно утвердили в сознании масс новую политическую реальность. Однако, как уверяют психологи и социологи, в сознании людей СССР будет существовать как минимум сто лет с момента его упразднения.