Ядвига Поплавская: «На Сашу нельзя было не обратить внимания»

30 января Минск и вся страна простились с человеком-эпохой — всенародно известным музыкантом, солистом знаменитых «Верасов» Александром Тихановичем.

Его любили все — публика, коллеги, родные. И он любил всех… Столь искреннего, светлого человека, не замешанного ни в каких артистических дрязгах, трудно найти на белорусской эстраде. Про себя он говорил так: эмоциональный, ранимый, энергичный и деятельный. И это абсолютная правда. Он всегда был увлечен, всегда при деле. Как, впрочем, и положено мужчине. Знаменитый на весь СССР, Александр Тиханович никогда не считал себя звездой. При этом обладал особым внутренним достоинством, точнее, светом, человечностью. Много помогал другим. И делал это искренне и легко.

Рожденный в СССР

Ансамбль «Верасы» был невероятно популярен в 70–80-е годы прошлого века. Многие помнят те времена, когда, «малиновки заслышав голосок», вся семья бежала к телеэкрану. Мне, в ту пору девчонке, солист «Верасов» в романтическом образе бременского музыканта казался самым красивым мужчиной на свете.

…Музыкальная карьера Александра Тихановича началась с суворовского училища, где он играл в оркестре. После армейской службы работал сначала в коллективе у Николая Шишкина, потом в ансамбле под управлением Валентина Бадьярова, который, уйдя из «Песняров», создал коллектив «Минск». Затем поступило перспективное предложение от дирекции Белгосфилармонии играть в аккомпанирующем составе «Верасов», где пела Ядвига Поплавская.

Их восхождение к славе началось в 1974 году, когда «Верасы» стали лауреатами всесоюзного конкурса артистов эстрады в Москве. Тогда ансамбль получил возможность выступать на Центральном телевидении, записывать пластинки. «Верасы» объездили с гастролями весь Союз, бывали за границей. В 2009 году мне посчастливилось взять у Тихановича интервью для «Минского курьера». На вопрос, что запомнилось из того времени больше всего, Александр Григорьевич всегда вспоминал… зрителей, которые дарили тепло и любовь.

— Простые люди в знак благодарности после концертов приглашали нас к себе домой, дарили подарки, — рассказывал он. — Помню, в Самаре, тогда еще Куйбышеве, во время концерта мужчина вручил нам авоську со словами: «Поешьте, вы, наверное, голодные». После концерта всем коллективом делили подарок: 2-литровую банку еще теплого супа из макарон-звездочек, бутербродики с сальцем и колбаской и… полбутылки вермута. Представляете, человек совершенно искренне отдал нам все, что у него с собой было.

У песни «Малиновки заслышав голосок…», ставшей визитной карточкой ансамбля, своя история. До «Верасов» ее исполняли многие артисты, даже популярный в свое время эстонец Яак Йоала. В конце 1979 года белорусский коллектив записывал очередную пластинку, и оказалось, что для завершения не хватает совсем чуть-чуть материала. Требовалась коротенькая песня.

«Малиновка» уже была включена в наш репертуар, но мы только готовились серьезно ею заниматься, аранжировать, — вспоминал Александр Тиханович. — А пришлось все сделать на ходу. Потом на какое-то время забыли о «Малиновке», поехали на гастроли на север России. А там на концертах стали получать от зрителей записки с просьбой спеть «песню про птичку», «песню со свистком». Долго не могли понять, о чем речь. И лишь в Мурманске, увидев по телевизору выпуск «Утренней почты», где звучала «Малиновка», и нашу солистку Надю Микулич со свистулькой, мы наконец поняли, чего от нас хотят. В тот же вечер мы играли ее на концерте 4 раза подряд. В 1980-м «Малиновка» стала в СССР «Песней года». Помню, мы даже исполняли ее в прямом эфире для космонавтов на орбите, среди которых был и наш земляк Петр Климук. Правда, потом он признался, что видеть-то он нас видел, а вот звук пропал.

Но больше всего благодарностей «Верасы» получили за песню «Я у бабушки живу». К ним на концертах выстраивалась очередь из малышей. А родители признавались, что их второй, третий ребенок в семье появился на свет благодаря песне.

Так случилось, что Александр Тиханович и Ядвига Поплавская ушли из «Верасов», будучи на гребне популярности и народной любви. Их вынудили сделать это.

В группу пришел человек, который во что бы то ни стало решил стать лидером, — вспоминал Александр Григорьевич. — Начались интриги, разногласия. Сложилась невыносимая обстановка. С простым артистом можно было бы побороться, но этот человек имел влияние на нашего руководителя — Василия Раинчика. А я всегда говорил Васе правду, мы ведь были друзьями. Вот это мое правдолюбие и сыграло со мной злую шутку. Меня подставили. В середине 1980-х меня публично, со страниц ведущих газет, обвинили в наркомании и торговле наркотиками. Скандал получился громким. Оставаться в «Верасах» дальше мы уже не могли. Конечно, тяжело переживали тот период… Под влиянием одного человека нас предали все — от руководителя до коллег. Но мы выкарабкались.

Александр Тиханович и Ядвига Поплавская стали солистами Государственного ансамбля Беларуси под управлением Михаила Финберга. Уже в 1989-м начали работать вдвоем, назвав дуэт «Счастливый случай». Организовали Театр песни — по примеру аналогичного театра Аллы Пугачевой. У них начинали тогда еще молодые исполнители, а сегодня всем известные Инна Афанасьева, «Ляпис Трубецкой», Алена Свиридова…

Ты у меня одна

Когда нам, журналистам, нужен был пример знаменитой и по-настоящему крепкой, любящей семейной пары, то первыми, к кому обращались, — Александр и Ядвига. Это как раз тот редкий пример гармонии противоположностей — огонь Александра уравновешивала тихая, спокойная рассудительность Ядвиги.

— Я знала Сашу еще по консерватории, — рассказывала в интервью «МК» Ядвига Поплавская. — Группа «Минск», в которой он выступал, играла рок-музыку. На Сашу нельзя было не обратить внимания: он носился со своей бас-гитарой по сцене как угорелый! К тому же был чертовски красив. Как-то после их концерта мы с девчонками решили познакомиться с музыкантами. После того как отметили знакомство, Саша пошел провожать… мою подругу. И только потом, уже в «Верасах», начал ухаживать за мной. Признаюсь, поначалу меня это тяготило: я вся из себя такая серьезная консерваторская барышня… К замужеству меня подтолкнули родители, друзья. Они от Саши были без ума: «Посмотри, какой он красивый, веселый, талантливый!»

…Они всегда нежно заботились друг о друге, помогали, любили.

На вопрос, как удалось сохранить любовь, Александр Тиханович отвечал: «Я благодарю Бога за то, что мне так повезло в жизни».

Человек-любовь

Так назвала Александра Григорьевича дочь Анастасия, сообщив об уходе отца в своем аккаунте в соцсетях. И с этим согласны все, кто знал артиста.

Несколько лет назад он был частым гостем редакции «МК» и «Радио-Минск». С 2006 по 2009 год Тиханович возглавлял Национальный телевизионный музыкальный проект «ЕвроФест» и белорусский отборочный тур к международному конкурсу песни «Евровидение». Конечно, внимание журналистов к его персоне в тот период было особенно высоким. Безумно занятой, он всегда находил время на интервью. Всегда с улыбкой, тактом и профессионализмом. Ни груз ответственности, ни разные, порой нелестные отзывы о самом проекте нисколечко его не озлобили.

А молодых исполнителей вдохновляли его вера и поддержка. Они называли его дядей Сашей. И действительно, в какой-то мере он был для них покровителем, отцом, душой радея за каждого. Не сосчитать, скольких они с Ядвигой Поплавской поддержали — верой, добрым словом и вполне ощутимой реальной помощью в пути на сцену.

…Ему было 64. Он много успел. Прожил настоящую жизнь: емкую и, смею предположить, счастливую — в творчестве и с семьей. Что еще нужно для счастья? В интервью «МК» сам Александр Тиханович признался, что его девиз: «Всегда с Богом». Так у него было и так есть…

Подготовила Ольга Михайлова

Самое читаемое

1 КОММЕНТАРИЙ

Комментарии закрыты