Как во Фрунзенском районе маленьких пешеходов учат безопасному поведению на дорогах

В апреле на базе 217-й школы откроется уникальный «Дорожный городок», в котором юные «фрунзенцы» будут отрабатывать навыки безопасного передвижения по району.

И это лишь один из проектов Фрунзенского, направленных на профилактику дорожно-транспортного травматизма детей.

О важности воспитания с малых лет уважения к Правилам дорожного движения и о том, как маленькие минчане могут стать не только внимательными пешеходами, но и примером для родителей, корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовал со старшим инспектором по агитации и пропаганде ОГАИ Фрунзенского РУВД Алёной Волчек.

Попасть в «десяточку»

— Во Фрунзенском районе часто проводятся мероприятия для детей, направленные на повышение их дорожной грамотности. В чем особенность таких акций?

— Главная особенность — в масштабах района: из 460 тыс. населения — 90 тыс. детей, 26 тыс. из которых ходят в садики, 47 тыс. — в школы. За каждым учреждением образования закреплены сотрудники ГАИ, которые ежемесячно посещают школы и сады, оказывают им методическую помощь. Я как инспектор по агитации и пропаганде тоже постоянно поддерживаю контакт с учреждениями образования. Но район огромный, поэтому нельзя распыляться: каждый наш «выстрел» должен попадать в цель, в «десяточку», как у снайпера. Проделанная работа должна приносить видимые результаты.

— Учитываются ли возрастные особенности юных минчан при организации таких мероприятий?

— Детская психология предусматривает свои нюансы обучения для каждого возраста. Дошколятам бесполезно читать лекцию или запрещать что-то нарушать. Поэтому стараемся прививать малышам навыки поведения на дороге. В детсадах они познают их, например, через игры, сказочных героев или персонажей мультиков. В одном случае мы подготовили для ребятишек интерактивную игру «Путешествие Маши к Медведю». В роли Маши — воспитательница, которая вместе с группой детей шла к Медведю мимо установленных на территории дорожных знаков, соблюдая все правила. Малыши также «ехали» в автобусе, а мы показывали и рассказывали, как нужно себя вести в транспорте, делая акцент на том, что нельзя вставать во время движения, а если садишься в автомобиль — нужно пристегиваться.

В таких ситуациях важно подчеркивать авторитет человека, соблюдающего правила, и показывать, что отрицательных героев можно перевоспитать. Мы часто используем такой персонаж, как старуха Шапокляк: она или знаки похищает, или светофор крадет. Но в итоге такой персонаж всегда перевоспитывается. Дети должны понимать, что свои ошибки можно исправить, пока не случилась беда.

И, конечно, для малышей важны поощрения: дарим им тематические сувениры, подарки, например, фликеры. А ребята объясняют, для чего они нужны.

Кто кому пример подает?

— Участвуют ли в таких затеях родители?

— В дошкольных учреждениях всегда их привлекаем как участников или как зрителей. А еще мы придумали ноу-хау: если родители не могут прийти, пишем для них письма и зачитываем детям. В этих посланиях прописываем основные правила для пешеходов, ставим печать ГАИ, детского сада. Для малышни печать — очень значимая вещь! Многие дети читать не умеют и дома просят родителей прочесть. Это тоже профилактическая работа.

Но со взрослыми есть проблема: двойные стандарты. Родители, вроде бы, понимают правила, соглашаются, а потом сажают ребенка на переднее сиденье в машине, да еще не пристегивают. Или ведут малыша на красный свет через дорогу: мол, ничего страшного, никто не видит. И наша работа сводится к нулю, потому что ребенок, оказавшись в схожей ситуации, примет для себя то, что ему удобнее и быстрее, тем более если родители так делают. Даже если чужой взрослый нарушает правила, ребенок тут же это «фотографирует»…

Равные — равным

— В школах — другие схемы работы, — продолжает Алена Волчек. — Младшеклассникам интересны интерактивные игры, викторины. Ученики старших классов сами активно участвуют в подготовке и проведении мероприятий. Недавно организовали замечательный конкурс «Большая разница», где подросткам дали задание переделать музыкальный хит под тему безопасного поведения на дороге. Одни ребята, изменив песню «Мама Люба, давай!», сняли клип о том, как мама Люба и ее дети нарушают правила. Другие «представили» таким же манером Леди Гагу… Взрослым детям это, во-первых, интересно, во-вторых, они начинают задумываться о своей жизни в этом плане. А если бы тема была подана в виде лекции, большая часть информации прошла бы мимо.

Не менее интересны для детей и экспозиции, которые открываются в учебных заведениях. Почти год назад на базе 217-й школы нашего района открылся первый в республике Музей безопасности дорожного движения.

IMG_3810-copy

IMG_3813-copy

IMG_3815-copy1

Сюда по графику приезжают группы из других школ, методист, а также сами ребята, проводят занятия-экскурсии.

Прижились у нас и «коридоры безопасности». Сначала они появились в 59-й школе, потом в садиках.

— Что они собой представляют?

— На стены, жалюзи, колонны холлов закрепляют правила, знаки дорожного движения. Мимо них все время ходят дети и учителя — волей-неволей запомнишь. В садиках разметили перекрестки, повесили знаки. На центральной лестнице закрепили знак «Главная дорога», возле подсобки, откуда выкатывают тележки с грязным бельем, — знак «Движение запрещено», узнаваемые знаки — возле спален, у кабинета медсестры и так далее.

В апреле в рамках празднования 65-летия района на базе 217-й школы планируется открытие «Дорожного городка», в котором постараемся воссоздать условия, приближенные к реальным условиям жилого района Сухарево. Благодаря этому нововведению дети будут отрабатывать навыки безопасного передвижения по городу. Например, ребенку дадут маршрут, и он в сопровождении педагога должен будет пройти будто от ул. Лобанка к школе. По дороге будут встречаться электромобили, остановки в человеческий рост, фото объектов, расположенных по пути…

Друг другу помощники

— Насколько серьезно подрастающее поколение относится к тому, чему их учат работники ГАИ? Как вообще они реагируют на ваши приезды?

— Обычно очень доброжелательно. Недавно, например, была в 99-й школе, ребятишки прижимались ко мне, спрашивали, настоящая ли я… Дети, конечно, разные. В социальном приюте они первое время как ежики, но потом, когда приезжаю, говорят: «Это наша гаишница». Подходы ко всем ищем свои. Но в любом случае мероприятия готовятся, как правило, не меньше 2 недель. Продумываем все до мелочей. Иногда и сама участвую в качестве персонажа. Главное, чтобы был результат. Формализма не терплю.

Я не раз предупреждала ребят: увижу, что переходите дорогу в неустановленном месте, — заставлю 150 раз записать в тетрадку пункт 17.2 ПДД, чтобы в следующий раз и в мыслях не было переходить там, где не положено. Дети знают, что иногда я наблюдаю за ними возле школ. Как-то раз вижу — идут без фликеров. Спрашиваю, почему. Немодно, говорят. После одного такого диалога мы провели «Модный приговор». Я себе вырезала фликер-солнышко, девчонки — другие украшения из световозвращающих элементов: кто ленточки, кто звездочки на перчатки, обручи, шапки… Оказалось, очень даже модно.

— Наверное, активные помощники в деле повышения «дорожной грамотности» — юные инспекторы движения…

— Да, у нас 42 отряда ЮИД, они сформированы во всех школах, кроме трех. Интересно, что городской конкурс ЮИДовцев проходит обычно три дня, а наш районный — неделю! Недавно в 32-й гимназии ребята показали целое шоу, посвященное ПДД. Даже взрослые смотрели, не отрываясь. Кроме того, члены отрядов ЮИД всегда готовы помогать нам в разных акциях.

— А кто еще помогает вам «стрелять» прямо в цель?

— Всегда находим взаимопонимание с управлением образования, спорта и туризма Фрунзенской администрации, с руководителями школ и детсадов. И это не удивительно, ведь в данном случае мы делаем общее дело: важнее детских жизней ничего нет. На протяжении трех лет перед каникулами мы проводим родительские собрания так называемым кустовым способом, ведь 47 тыс. родителей вместе не соберешь. Участвуют в таких районных мероприятиях сотрудники МВД, ГАИ, МЧС, психологи. От каждой школы на них делегируют по несколько представителей родительского комитета и заместителей директора по воспитательной работе. А они уже доносят информацию до всех родителей в своих школах. Такая система показывает свою эффективность.

Помогают и СМИ. Как-то показали сюжет о том, как мы навещали деток в приюте, а через какое-то время приехал предприниматель, привез два ящика игрушек для ребятишек. Они были просто счастливы…

Дополнительная информация

В 2014 г. во Фрунзенском районе произошло 10 ДТП с участием представителей подрастающего поколения, из них 3 — по вине детей; в 2015-м — 11 таких ДТП, из которых 2 по вине

Подготовил Андрей Живица

Самое читаемое