Зачем нам эмоции и что с ними делать? Побеседовали с бизнес-тренером о мотивации и не только

Бизнес-тренер консалтинговой компании Александра Егорушкина рассказала о своей работе, мотивации и о том, зачем управленцам развивать эмоциональный интеллект. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Александра Егорушкина убеждена: не бывает ненужных эмоций. Даже негативные несут полезную информацию, просто нужно научиться ее считывать.

— Для чего нужны эмоции?

— Это сигнальная система, сообщающая нам о том, как мы на самом деле относимся к происходящему вокруг.

В давние времена эмоция отвращения помогала обезопасить себя от ядовитой еды, радости — выбрать лучшего партнера для продолжения рода, злости — обороняться при нападении других племен, страха — реагировать на опасность. Любое принятое нами решение продиктовано ими, осознаем мы это или нет. Они наша обратная связь с самим собой и окружающими. Плохих эмоций не бывает. Есть позитивные и негативные. Все они несут определенную информацию. Подсказывают, что мы что-то воспринимаем как угрозу, где-то видим риски, что-то считаем вредным или неправильным. Эмоции — наши мотиваторы, они стимулируют: интерес — на развитие, страх — на избегание, злость — на защиту, отстаивание своих интересов, радость дает позитивное подкрепление. Вначале мы чувствуем, потом понимаем. Поэтому важно прислушиваться к своей внутренней реакции.

— Почему сегодня так много говорят об эмоциональном интеллекте?

— Думаю, каждый из нас не раз задавался вопросом, почему одни люди хуже или лучше взаимодействуют с другими. Согласитесь, два человека с одинаковым багажом знаний по-разному ведут себя в коллективе, социуме. Один быстро находит общий язык с коллегами, поднимает бизнес на высокую ступень, а второй нет. Почему так? Ответ прост: всё зависит от умения общаться, договариваться, поддерживать, предвосхищать проблему или решать ее. Эти вещи базируются на способностях, связанных с эмоциями. Эмоциональный интеллект — не панацея от всех бед. Он не дает ответа на вопрос, что делать, скорее, помогает выбрать тактику, чтобы получить лучший результат.

Основными его составляющими являются четыре навыка: умение распознавать эмоции — свои, чужие; понимать причины их возникновения; управлять ими; использовать для достижения целей. Те, у кого развит эмоциональный интеллект, лучше договариваются. Они более гибкие, чуткие, лучше понимают, когда поговорить с руководителем или подчиненным, как нивелировать плохое настроение и быть услышанным. Такие люди воспринимают жизненный опыт не как угрозу, а как возможность. С такими собеседниками приятно общаться: любому нравится разговаривать с тем, кто нас понимает или пытается это сделать. Он не всегда слушает, что вы говорите, но обращает внимание, как вы беседуете, как на самом деле относитесь к предмету разговора. Именно поэтому эти люди более успешны.

— Как это проявляется?

— Рассмотрим на примере управленца. Первое: любой руководитель должен учитывать, что работает с представителями разных поколений. Чем они отличаются друг от друга? Прежде всего набором ценностей, они лежат в основе всех эмоциональных реакций, не считая рефлексов. Отсюда абсолютно разные инструменты управления сотрудниками. Второе: мир меняется с огромной скоростью. Любые изменения — это неопределенность. Когда человек не знает, что будет происходить, он автоматически чувствует страх. Это нормально. Грамотный управленец обязан уметь снижать чувство тревоги у персонала, иначе коллектив не сможет эффективно трудиться. Третье: правильно подбирать инструмент нематериальной мотивации, то есть эмоциональной. Деньги стимулируют работника лишь на выполнение той задачи, ради которой его наняли. Чтобы он проявил инициативу, предвосхищая ожидания начальника, приложил больше усилий и сделал сверх установленного, необходим толчок иного плана — на уровне чувств.

— Представители старшего поколения многое привыкли держать в себе, не выставлять напоказ свои чувства.

— И это проблема. Вопрос не в том, выражать или не выражать эмоции, а как именно это делать. Если их сдерживать, рано или поздно проявятся пассивные формы агрессии, окрашивая общение сарказмом и обесцениванием. К тому же возникнут проблемы со здоровьем, так как эмоции напрямую связаны с гормонами. Нужно научиться их осознанно контролировать. Почему люди доводят себя до истерики или гнева? Потому что плохо отдают себе отчет на ранних стадиях зарождения такого состояния. К примеру, если у меня плохое настроение, я не еду сразу домой, а захожу в кафе, покупаю имбирный чай и прогуливаюсь вокруг квартала. Анализирую, размышляю, стараюсь прожить эмоцию безопасно.

В Советском Союзе существовала система уравниловки, в которой все четко прописано вплоть до поведения: ты должен, мало ли что не хочешь. Никому не было дела до эмоций. Это и привело к провисанию тех или иных софт скилов (гибких навыков) у подавляющего большинства.

— Есть люди, обделенные эмоциональным интеллектом?

— Нет, это миф. Мы рождаемся с ним. Посмотрите на маленьких детей, насколько они эмпатичны, как быстро считывают эмоции своих родителей. Просто у каждого он развит в меру собственного жизненного опыта. Конечно, есть психические заболевания и повреждения мозга, но мы говорим о здоровых людях.

Да, такой интеллект нужно развивать. И делать это лучше с самого детства. К сожалению, наша система образования абсолютно не уделяет внимания обучению гибким навыкам. Минусом считаю отсутствие в школе психологического образования. На первом месте — дать как можно больше знаний. Любимая фраза педагогов: «Оставь свои эмоции за дверью, когда заходишь в класс». Получается, ребенку предлагают отказаться от половины мозга, которая отвечает за проявление чувств. Вместо того чтобы учить ребят грамотно выражать внутреннее состояние, формируется установка, что все эмоции плохие. Отсюда — стресс и неуверенность в себе. Родители, увы, не всегда в состоянии помочь, ибо их тоже так воспитывали. Поэтому невелика вероятность того, что они сами чутки, отзывчивы, проговаривают свои эмоции, не орут, поддерживают, спрашивают о том, что испытывает ребенок, позволяют поныть и выплакаться, не читают нотации «соберись, тряпка, мальчики не плачут»…

— И все-таки можно ли научиться слышать и слушать себя уже во взрослом возрасте?

— Инструментов и подходов много. Начинать лучше с саморазвития: заниматься считыванием эмоций можно через просмотр мелодрам с хорошими актерами, картин с участием психотерапевтов, где они проговаривают чувства. Есть специальные приложения, которые будут спрашивать вас о вашем настроении, книги-тренажеры. Хороший способ — вести дневник эмоций, использовать дыхательные и медитативные практики. Можно ходить на обучающий тренинг. Его преимущество в том, что тут есть обратная связь от тренера и группы. Это даст дополнительную мотивацию для развития.

Признаки низкого уровня эмоционального интеллекта:

  • вам трудно понять чувства людей;
  • вы обвиняете других в своих эмоциональных проблемах;
  • у вас случаются неожиданные всплески в поведении;
  • вы не умеете контролировать выражение эмоций;
  • не знаете, как себя вести в ситуациях с сильным накалом;
  • ходите с непроницаемым лицом;
  • часто вовлекаетесь в споры, не умеете улавливать интонации;
  • подвержены стрессу, вас легко обидеть.

Справочно

Эмоциональный интеллект — набор способностей, который позволяет интерпретировать информацию, содержащуюся в эмоциях. Термин ввел в оборот журналист Дэниел Гоулман. Он автор большого числа книг, посвященной этой теме.

Человек воспринимает только 20 % того, что рассказывает другой, и 80 % того, как он говорит. Мимика, жесты, интонации — невербальные проявления эмоций. Люди с высоким эмоциональным интеллектом не оставляют их без внимания.

Фото из архива Александры Егорушкиной и из Интернета

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ