Зачем в суде нужны народные заседатели, и как их отбирают

Зачем нужны в суде народные заседатели и как их отбирают — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

судНародным заседателем может стать гражданин, достигший 25-летнего возраста, владеющий белорусским и русским языками и давший на это письменное согласие. Кто-то усомнится: разве может осуществлять правосудие человек без юридического образования? В советские времена за такими людьми даже закрепилось обидное прозвище — кивалы. Якобы они во всем соглашаются с судьями и не играют никакой существенной роли.

— Это далеко не так: взгляд со стороны порой очень важен, — говорит судья суда Первомайского района Светлана Черепович.  Даже если мнение высказано непрофессионалом, оно всё равно даст возможность судье лишний раз задуматься. Всё это будет способствовать установлению истины по делу. Институт народных заседателей в нашей стране существует с 1961 года.

Статус народных заседателей и предъявляемые к ним требования закреплены в Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Подбор кандидатов и составление списков осуществляются районным (городским), областным (Минским городским) исполнительным комитетом.

— Предварительный отбор проводится в порядке, который установлен Советом Министров, из лиц, предложенных трудовыми коллективами и общественными объединениями или определенных путем случайной выборки из списков граждан Республики Беларусь, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата. При этом важно, чтобы не менее 30 % кандидатов составляли именно представители трудовых коллективов и общественных объединений. После тщательным образом проверяют личность каждого из них — запрашивается информация о роде занятий, наличии судимостей, состоит ли на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере, — продолжает Светлана Иосифовна.  Когда списки народных заседателей сформированы, их направляют для согласования в соответствующую прокуратуру района либо города и коллегию адвокатов — областную либо городскую, которые вправе исключить из них до 25 % претендентов.

Списки народных заседателей районных (городских), специализированных, областных и Минского городского судов утверждаются соответствующими Советами депутатов, а Верховного Суда Республики Беларусь — Президентом. Затем на общем собрании народных заседателей будущие помощники служителей Фемиды в присутствии председателя суда и судей в торжественной обстановке приносят присягу и получают удостоверения. Они, как и судьи, в период своих полномочий обладают неприкосновенностью и подлежат государственной защите.

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos

В судах первой инстанции некоторые уголовные дела рассматриваются коллегиально — с участием судьи и двух народных заседателей, которые в одном и том же составе обязаны начать процесс и его завершить. Если, например, один из них заболеет, то заседание перенесут. Когда планируется длительное слушание, может быть задействован и запасной народный заседатель, он также присутствует на всех заседаниях.

Коллегиально рассматриваются уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних и те противоправные деяния, за которые предусмотрено наказание свыше 10 лет лишения свободы либо смертная казнь — например, сбыт наркотических средств в крупном размере либо в составе организованной группы; умышленное причинение тяжкого телесного повреждения, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего; убийство и другие.

При выборе судьями народных заседателей на длительные процессы приоритет, безусловно, отдается пенсионерам и тем, кто не работает. Им даже начисляется заработная плата — из расчета средней по региону (у работающих сохраняется средний заработок. — Прим. авт.). Но таких помощников могут задействовать лишь 21 день в году — для этого ведется специальный табель учета времени. В исключительных случаях этот срок может быть увеличен — например, когда они участвуют в очень длительном процессе.

— Перед началом заседания судья разъясняет народным заседателям, какой будет процесс, как нужно себя вести. Обращаем внимание на то, что ни при каких обстоятельствах нельзя демонстрировать свои эмоции, — отмечает С. Черепович.  Обязательно делаем акцент на том, что судья и народные заседатели независимы и подчиняются только закону, разъясняем им право задавать в процессе вопросы по существу.

Воздействие в какой-либо форме как на судью, так и на народных заседателей с целью воспрепятствовать всестороннему и полному рассмотрению дела может повлечь за собой ответственность.

Народные заседатели вместе с судьей находятся в совещательной комнате, а также ставят свои подписи в приговоре.

— Принимаемое решение обсуждается коллегиально, — поясняет С. Черепович.  При этом у народного заседателя есть право изложить особое мнение, если, например, он не согласен с квалификацией преступления или назначенным наказанием. Оглашению в зале судебных заседаний оно не подлежит, но будет приобщено к материалам уголовного дела. Если на этот приговор не поступит апелляционная жалоба или протест, то суд, рассматривавший дело, после его вступления в законную силу направляет дело председателю вышестоящего суда для решения вопроса о принесении протеста в порядке надзора. Но такие случаи бывают крайне редко.

Народными заседателями не могут быть:

  • граждане, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;
  • лица, признанные ограниченно дееспособными или недееспособными;
  • состоящие на учете в наркологических и психоневрологических диспансерах;
  • депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания;
  • руководящие работники государственных органов и иных организаций, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства;
  • судьи, прокурорские работники, работники судов, сотрудники органов госбезопасности и внутренних дел, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, работники судов органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, нотариусы, адвокаты, а также лица, занимающие выборные должности в органах местного управления и самоуправления;
  • священнослужители.

Справочно

Для районных и специализированных судов на одного судью должно быть предусмотрено не менее 35 народных заседателей, для областных и Минского городского — не менее 25, для Верховного Суда Республики Беларусь — не менее 10. Подбор кандидатов и составление списков народных заседателей Верховного Суда Республики Беларусь осуществляет Мингорисполком.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ