«Зачетный преподаватель» БГУ Анатолий Стебурако уверен: открыть свою Америку возможно и сегодня

В 30 лет доцент кафедры бизнес-коммуникаций Института бизнеса и менеджмента технологий Белгосуниверситета Анатолий Стебурако стал победителем неформального конкурса вуза «Зачетный преподаватель – 2013». 

Студенты путем онлайн-голосования сами решали, кому присвоить этот титул.

Молодой, эрудированный, харизматичный Анатолий Стебурако – пример белоруса нового времени. Его мнение о национальных героях, современных студентах, развитии туризма и предлагаем сегодня читателю.

Последний форпост

– Вы преподаете историю будущим логистам, специалистам по управлению информационными ресурсами, менеджерам-экономистам. Это «непрофильная» публика. Проявляет ли она к отечественной истории интерес?

– В целом интерес молодежной аудитории к истории невысок. Больше всего современных студентов волнуют события XX в. В прошлом году к 70-летию освобождения Беларуси я предложил провести конкурс «Семейная летопись войны». Студенты в свободной форме записывали воспоминания бабушек и дедушек о войне, о том, как великое событие преломилось через конкретные семьи и судьбы людей. Более 200 человек приняли участие в проекте, и практически все работы были выполнены с душой. Конечно, хочется и непрофильную аудиторию заинтересовать историей Беларуси: это развивает личность, формирует патриота. Как известно, «тот, кто не хочет учить свою историю, будет учить чужую».

– А как, на ваш взгляд, можно увлечь историей?

– Большинство студентов высказывают сегодня недовольство классической лекционной системой. В сравнении с XII–XIV вв., когда формировалась университетская система, ситуация кардинально изменилась. Лично я стараюсь преподавать историю в красках, использовать максимум дополнительного материала, в том числе визуального, а также новые инструменты. У нас в институте есть «Центр дистанционного образования и IT-технологий», где мы проводим вебинары (лекции в режиме онлайн). Эта форма пользуется у молодежи популярностью, поскольку больше отвечает их восприятию мира. Нужно учитывать: поколение нынешних студентов – визуалы, они с детства имели дело с Интернетом: для них естественна такая форма подачи информации и виртуальное общение. Конечно, для инноваций в вузах должна быть создана хорошая техническая база.

– Что самое трудное для вас в преподавании истории, в общении со студентами?

– Моя принципиальная позиция в том, что гуманитарные предметы, во всяком случае, историю родной страны, следует преподавать на белорусском языке. У моих студентов сегодня есть проблемы не только с активным использованием языка, но и с пассивным: есть молодые люди и девушки, которые не только не говорят, но даже не всё понимают из того, что я излагаю на белорусском. Это становится препятствием для нашего диалога о Беларуси, о национальной культуре. И тогда, если хочешь быть понятным аудитории, приходится иногда переходить на русский. Но только как исключение. А в целом мы, преподаватели гуманитарных дисциплин, – последний форпост белорусского языка: его нельзя сдавать.

– А как вы оцениваете коллекционирование некоторыми молодыми людьми дипломов о высшем образовании, при том что ни по одной из полученных специальностей они потом не работают?

– Это результат девальвации высшего образования.

Оно стало у нас массовым: количество студентов и качество их подготовки не совпадает. Один диплом не гарантирует интересной перспективной работы. Приходится их «коллекционировать», чтобы выделить себя перед потенциальным работодателем.

Пантеон наших героев

– Белорусы плохо знают своих национальных героев. Кого можно считать таковыми?

– У белорусов, без сомнений, есть пантеон национальных героев. Формироваться он начал несколько позднее, чем у наших соседей, и этот процесс успешно продолжается.

Я хотел бы остановиться на имени Тадеуша Рейтана, масштаб личности которого нами еще не осознан. Тадеуш Рейтан как депутат от Новогрудского воеводства ВКЛ пробовал противостоять первому разделу Речи Посполитой на сейме 19 апреля 1773 г. в Варшаве. Исчерпав все возможные легальные формы борьбы, он в знак протеста лег в дверях зала заседания сейма, призывая тем самым депутатов, чтобы они не совершали акт предательства и не подписывали документ о разделе Речи Посполитой. Его слова «Убейте меня, но не убивайте Отчизну!» прочно вошли в историю.

Его поддержали только двое соратников: Самуэль Корсак и Станислав Богушевич. Рейтан стал легендой при жизни, хотя некоторые современники и пытались его выставить сумасшедшим. В этом году исполняется 275 лет со дня его рождения. Мингорисполком включил Рейтана в число тех знаменитых исторических личностей, имена которых будут отражены в топонимике города. Хотелось бы, чтобы его именем назвали улицу в центре города. В массовом сознании это подтверждение значимости фигуры, ее места в иерархии героев. Большинство наших граждан самым известным белорусом считают Ф. Скорину не в последнюю очередь потому, что главный проспект столицы носил его имя в течение 14 лет. В Минске в 1919 г. в самом центре города в районе нынешней Октябрьской площади была улица Тадеуша Рейтана. Широкая гражданская инициатива отстаивает сегодня идею создания музея Рейтана в его родной усадьбе в Грушевке недалеко от Ляховичей, что в Брестской области…

Героев у белорусов достаточно, и, безусловно, надо больше о них говорить, активнее пропагандировать их имена.

Rejtan_Upadek_Polski_Matejko

Картина Яна Матейко «Тадеуш Рейтан на сейме 1773 года»

 

– Интерес к французским рукописям связан с увлечением событиями войны 1812 года?

– Отчасти. В собрании Национальной библиотеки есть французские рукописи, связанные с наполеоновскими войнами и, в частности, с войной 1812 г., а также масонские рукописи. Это фрагменты конфискованных Гитлером в Западной Европе архивов и библиотечных собраний, попавших после войны в Москву, а потом в Минск. Последние два года у меня огромное желание «открыть эту Америку» для белорусов и французов. Я уже публиковал материалы в специализированном журнале Бордо, города, из которого эти документы пропали. Для коллег из Франции это стало настоящим открытием.

Город солнца

– Какие резервы, на ваш взгляд, не использованы для привлечения в нашу столицу туристов? Чем может Минск привлечь иностранцев?

– Разделяю мнение нашего художника Артура Клинова о том, что для привлечения в Минск иностранцев нужно «эксплуатировать» его образ как столицы, построенной практически на руинах после войны в стиле сталинского ампира и в наибольшей полноте концептуально воплотившего утопический образ идеального «советского города». Это город одного проспекта, «город солнца». К тому же нужно разработать туристические маршруты с посещением галерей, музеев, памятников, демонстрирующих искусство советской эпохи. К сожалению, целостный комплекс проспекта начинает разваливаться из-за строительства гостиниц, небоскребов и других нарушающих единство архитектурного ансамбля зданий.

– Назовите несколько мест в Беларуси, куда, на ваш взгляд, можно было бы привлечь больше туристов.  

– У нас еще достаточно нераскрытых жемчужин, очень интересных прежде всего для самих белорусов. Лично для меня белорусской Атлантидой стал Мстиславль, сохранивший огромное количество исторических памятников.

Мсцілсаў

А еще – дворец Четвертинских в Желудке Щучинского района Гродненской области. Там (это крайне редкий случай в Беларуси) частично сохранились интерьеры. Прошлым летом его продали с аукциона москвичам, которые планируют создать там туристический комплекс. Будем надеяться, что реставрационные работы окажутся качественными и мы не утратим дух этого уникального уголка Беларуси. Реставрация не должна производиться современными материалами. Сохранение аутентики очень важно.

Желулок

– Анатолий Николаевич, в чем состоит пресловутая национальная идея лично для вас?

– Чтобы мы были не населением, а народом, нужно сохранять, изучать, популяризировать историю, культуру, национальную самобытность. Без этого не удастся построить сильную и процветающую Беларусь.

 

Справочно

Стебурако Анатолий Николаевич окончил Вилейскую гимназию, исторический факультет БГУ, аспирантуру РИВШ. Кандидат исторических наук. Тема диссертации «Развiццё адукацыi ў ВКЛ у другой палове XVI – першай палове XVII стагоддзяў. Этна-канфесiйны і сацыяльны аспект». Проходил научные стажировки во Франции и Польше.

 

 

ТОП-3 О МИНСКЕ