Председатель Минского городского отделения Белорусской общественной организации «Спасатель» полковник Евгений Шкутько рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости», что повидал за время службы.
Евгений Леонидович родился в деревне Грицевичи, что в Клецком районе. В школе всегда получал хорошие отметки. После 8-го класса поступил в Минский политехнический техникум: прочитал в газете, что на факультете противопожарной техники безопасности (вот он, первый шаг навстречу будущей профессии!) открывается отделение организации делопроизводства, которое готовит референтов. Парень добросовестно отучился 4 года, был старостой группы. После выпуска занимался организацией выставок пожарно-технического творчества, в которых участвовали учащиеся ПТУ.
Секретные материалы
— В мае 1975-го меня призвали в армию. Причем в военкомат пришел сам: мое дело потеряли, и повестка попросту не пришла! — смеется Евгений Леонидович. — В то время в Минск как раз приехал представитель воинской части из Арзамаса (Нижегородская область, Россия). Там функционировал центр, который готовил специалистов радиосвязи для Главного разведывательного управления СССР. Туда меня и отправили на службу.
За 4 месяца Евгений выполнил норматив на взрослый разряд по радиоспорту: за одну минуту нужно было принять как можно больше сигналов от разведчика. Сообщения передавали с помощью азбуки Морзе, которые корреспонденты, в том числе и Евгений, воспринимали на слух и перепечатывали на телеграфном аппарате. Потом их расшифровывали на специальном кодировочном аппарате или отправляли секретчику.
Успехи молодого человека не остались незамеченными: его хотели отправить для дальнейшей службы на Кубу работать при посольстве. Но в последний момент количество заявок сократили и парень остался в Советском Союзе.
Вечный студент
Евгений не растерялся и продолжил учебу. Поступил в Донецкое высшее военно-политическое училище инженерных войск и войск связи. В дипломе у парня теперь значилось внушительное «политработник». Но этого ему показалось мало, скоро он опять пошел учиться.
— На этот раз выбрал исторический факультет Белорусского государственного университета имени В. И. Ленина. В 1984 году мне предложили должность заместителя начальника по политической части в самостоятельной военизированной пожарной части № 1 Ленинского района.
Дела пожарные
Евгений Леонидович принимал на работу новых бойцов, занимался их воспитанием, организовывал культурно-массовые мероприятия. Так как человек он активный, то вместе с личным составом ежедневно 3-4 часа посвящал спорту, в том числе пожарно-спасательному.
— В нашей части служили легендарные спортсмены. У меня перед глазами были прекрасные примеры для подражания. Я и по штурмовке лазил, и полосу с препятствиями преодолевал. Получалось неплохо.
В СВПЧ-1 замполит создал команду по мини-футболу «Пламя». Уже в первый год участия в турнире, который проводился среди трудовых коллективов столицы, пожарные дошли до финала.
— Вот тогда нашу дружину все зауважали, хотя поначалу даже не воспринимали всерьез.
Игры проходили по субботам и воскресеньям. Многие спасатели жили в окрестных деревнях, а кто-то и в отдаленных районах. В выходные всегда полно домашних забот. Но все ребята настолько любили футбол и родную команду, что почти всегда предпочитали семейным хлопотам спорт.
Пожарные Ленинского района добились успеха еще и на интеллектуальном поприще: выпускали бюллетень, в котором писали обо всех технических новинках. Благодаря их рекомендациям в производственно-техническом центре городского управления МЧС мастера собрали первый автомобиль дымоудаления, который использовали при возгораниях в сложных условиях, например в подвалах. Такая машина была в то время всего одна в стране и только в СВПЧ-1.
В эпицентре событий
Евгений Шкутько и сам не раз присутствовал на пожаре. По выходным дежурил в части как ответственный на выезде, поэтому отправлялся с отделениями на самые опасные чрезвычайные происшествия. Когда людей не хватало, работал подствольщиком (пожарный, который помогает нести рукав тому, кто тушит пламя. — Прим. авт.).
— Однажды на улице Плеханова, 49, загорелась квартира. Туда направили нашу машину с бойцами. Через 10 минут звонок: хозяин жилища, из которого шел дым, напал на начальника караула. Когда пожарные позвонили в дверь, ее распахнул нетрезвый гражданин. Он ударил нашего сослуживца ножом прямо в область сердца и снова закрылся на замок. Благо в нагрудном кармане у начальника караула лежало удостоверение, которое и спасло ему жизнь, — припоминает ветеран. — Прибываю на место, он в шоке. Пришлось идти на пожар самому. Его мы потушили, а преступника связали и на пожарной машине доставили в районный отдел милиции.
Недетские развлечения
Сталкивался замполит и с настоящими поджигателями:
— В конце 1980-х на улице Маяковского частенько горели частные дома и бытовки, предназначенные под снос. Перед каждым пожаром на линию звонил неизвестный, повторявший одни и те же слова: «Я сегодня работать буду». И голос у него был какой-то детский. Решили поймать. Подключили к этому делу милицию, КГБ. Им удалось отследить, откуда шел звонок. Поджигателем оказался 13-летний Николай. В карманах у него нашли сухой спирт и спички. Оказывается, такой шалости его научили в детском лагере. Мальчику нравилось смотреть, как тушат огонь. Иногда подростку даже хотелось броситься на помощь пожарным. Сжег Коля 5 домов и 2 или 3 бытовки.
Помочь каждому, кто доверился
С 1989 года Евгений Леонидович 10 лет работал заместителем начальника военизированного пожарного отряда по охране объектов города Минска. Ему подчинялись части, находившиеся на территории крупных предприятий: Минского автомобильного завода, Минского тракторного завода, «Интеграла». Потом еще 5 лет трудился в Минском городском управлении заместителем начальника отдела кадров.
Некоторое время ветеран возглавлял и службу морально-психологического обеспечения МЧС. В первую очередь она помогала самим пожарным переживать стрессовые ситуации. Но и рядовым гражданам служба не отказывала в поддержке. В кабинете Евгения Шкутько первым появился круглосуточный телефон доверия, куда звонили люди со всей страны. Днем он отвечал на звонки сам, а ночью шла запись, которую поутру полковник переслушивал от начала до конца. Сообщения были разные. Одно из них запомнилось особо: женщина решила броситься вниз из-за того, что не нашла денег на уплату штрафа. Ее соседи тут же набрали номер спасателей. В министерстве обязаны были реагировать и на такие обращения. С появлением городских психологических служб стало легче: звонки о подобных происшествиях перенаправляли им.
По-прежнему нужен
В 2005 году в звании полковника Евгений Шкутько вышел на пенсию. Но в 2011-м снова вернулся в МЧС в качестве председателя ветеранской организации:
— Наш девиз: «Никто из ветеранов не забыт». Поэтому мы окружаем заботой, вниманием и ветеранов Великой Отечественной войны, и воинов-интернационалистов. 26 апреля, в день трагедии на Чернобыльской АЭС, наводим порядок на местах захоронений, помогаем семьям. Ведем активную общественную жизнь. Своими силами пополняем музей пожарного дела в средней школе № 67, частенько приходим во Вспомогательную школу-интернат № 7. Даже в турнире по шахматам соревнуемся!
Фото из архива Евгения Шкутько