Загадочное витилиго: что это такое, и можно ли от него избавиться
В последние годы в Беларуси специалисты отмечают некоторый рост числа пациентов с витилиго. Хотя эта патология не относится к числу распространенных, люди с таким диагнозом нередко испытывают не только косметический, но, увы, и социальный дискомфорт из-за настороженного отношения окружающих. Долгие годы относительно причин этого недуга не было ясности, а лечение требовало много времени и часто не приносило эффекта.
Больше ли стало ясности в отношении витилиго? С этого вопроса и началась беседа корреспондента агентства «Минск-Новости» с заведующим кафедрой дерматовенерологии и косметологии БелМАПО, доктором медицинских наук, профессором Олегом Панкратовым.
— К сожалению, витилиго по-прежнему остается белым пятном (простите за тавтологию) в медицине, — отмечает О. Панкратов. — По-прежнему неизвестно, что его вызывает. Подавляющее большинство специалистов относят его к аутоиммунным заболеваниям кожи. Теорий много: инфекционная (в том числе вирусная), гормональная, генетическая, другие. Иногда витилиго развивается при беременности. Есть случаи наследственного витилиго. У детей оно иногда появляется из-за гельминтов. Нельзя отрицать и роль стрессов как фактора запуска патологии, поскольку они, безусловно, ведут к дисбалансу иммунной системы. Каковы бы ни были причины, но организм почему-то начинает атаковать собственные меланоциты (клетки эпидермиса, отвечающие за синтез особого пигмента — меланина, защищающего кожу от ультрафиолетового облучения). Установлено, что в 80–90 % случаев меланоциты погибают, в остальных 10–20 % — становятся функционально неактивными. В итоге пигмент не вырабатывается, и на коже появляются депигментированные очаги. Все формы витилиго условно делятся на сегментарные (пятна расположены по направлению иннервации конкретного нерва или нервного ствола) и симметричные (пятна появляются одновременно на симметричных участках тела).
— Отражается ли витилиго на состоянии внутренних органов?
— Нет. Это косметический дефект, опасность которого только в том, что незащищенная пигментом кожа более уязвима для ультрафиолетового облучения. Но у пациентов с витилиго повышаются риски канцерогенеза — процесса, ведущего к опухолевой реорганизации нормальных клеток кожи. Поэтому в ясные солнечные дни этой категории людей в обязательном порядке следует носить шляпы, парео, рубашки; а на открытые участки тела наносить фотозащитный крем SPF 50.
— Какие методы лечения витилиго сегодня применяются?
— Поскольку нет ясности в том, что вызывает витилиго, то неизвестно, как его предотвратить. Сегодня придерживаются целого ряда направлений в местном лечении витилиго. Если пятна только появились, обычно рекомендуют короткие курсы (5–10 дней) локальных кортикостероидных гормонов, чтобы остановить аутоиммунное воспаление. Так называемое кубинское направление заключается в применении препаратов на основе плаценты, например, мелагенина плюс. Такая терапия длится порядка 4 месяцев. Европейской академией дерматологии и венерологии рекомендуется использование на протяжении 2-х месяцев ингибиторов кальциневрина, по действию похожих на гормоны, но без их побочных эффектов. Еще одно направление лечения основано на теории оксидантного стресса и связано с использованием препаратов, содержащих ферменты антиоксидантной защиты — супероксиддисмутазу и каталазу. Есть возможность дополнить его специальным облучением кожи коротковолновым УФО 311нм. В ряде стран, где преобладает смуглое население, для которых витилиго создает еще более серьезные косметические и социальные проблемы, разрабатываются и применяются специальные инвазивные методики лечения витилиго, заключающиеся в попытках вживления меланоцитов в кожу.
— Какие методы чаще всего применяются в Беларуси?
— Все, кроме инвазивных. Причем специалисты пытаются сегодня сочетать различные методы для достижения большего эффекта. Проблемы порой возникают только из-за отсутствия препаратов.
— Насколько эффективно бывает лечение?
— 60–70 % пациентов с витилиго реагируют на проводимую терапию. Иногда специалисты добиваются и полного закрытия очагов депигментации. Особенно хорошие результаты наблюдают у детей с их уникальными адаптационными способностями. Но порой реакция на лечение есть, а косметический эффект нельзя назвать достаточным: пятно не закрывается полностью, становится рябым. Очень важно как можно раньше обратиться за квалифицированной помощью. Ни в коем случае нельзя заниматься самолечением, которое часто приводит к воспалениям, раздражениям и создает дополнительные сложности.
— Есть ли вероятность рецидивов витилиго после удачного лечения?
— Их нельзя исключать. Риски всегда остаются.
— Жалуются ли сегодня пациенты с этим заболеванием на психологические проблемы, на предвзятое отношение окружающих?
— К сожалению, некоторые из них все еще подвергаются социальной стигматизации. И это совершенно не обоснованно. Заболевание не заразно. Люди с витилиго не представляют никакой опасности для окружающих. Их косметический дефект не мешает вести абсолютно нормальный образ жизни.
Фото Сергея Пожоги из архива редакции