Загадочный саксофон. Правда ли, что музыканты всегда «на адреналине», и почему перед выступлением нельзя есть рыбу

Заведующий отделением деревянных духовых инструментов столичной Детской музыкальной школы искусств № 14 Анатолий Яйчук всю жизнь связал с музыкой, создал ансамбль саксофонистов Sax’s Time. Игра на саксофоне для него — это и работа, и хобби. Большую часть своей жизни музыкант обучает детей, среди учеников — лауреаты международных конкурсов, студенты академии музыки и не только. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Тихо тикают часы в форме саксофона, а все стены кабинета увешаны дипломами и грамотами.

— Это еще не все: собирать награды стал только с 2002 года, — говорит заведующий отделением деревянных духовых инструментов Детской музыкальной школы искусств № 14 Анатолий Яйчук.

Рассказывает, что всю жизнь тянулся к музыке. Хоть родители были далеки от творчества, но без песни на Украине, откуда родом, не обходился ни один семейный праздник.

— Когда оканчивал школу, поступить в музыкальное училище на родине было невозможно — коррупция. А в белорусские учебные заведения принимали по знаниям, — вспоминает Анатолий Васильевич. — Так я оказался в Бресте. Позже стал учиться в Минской консерватории, а на 2-м курсе перевелся в университет культуры.

В 1993-м, будучи студентом 4-го курса, решил устроиться на работу. К этому времени не стало родителей, и парню надо было крутиться самому. Взяли саксофонистом в музыкальную школу № 14. Одновременно устроился еще в 2 школы, а по вечерам играл в эстрадном оркестре, иногда в цирке. В таком ритме жил более 10 лет.

Последователи

— Сколько у меня детей отучилось за 28 лет работы… Не поверите, но помню почти всех. Храню такой раритет, — преподаватель показывает увесистые блокноты и записные книжки. — Тут данные всех моих воспитанников: характеристики, что играли.

Но большинство имен учеников не просто осталось в старых блокнотах, а перекочевало в контакты телефона: созваниваются, советуются, рассказывают об успехах. А поделиться и правда есть чем.

— Вот моя «рыжик», Дашка Бобко, — наставник обращает внимание на афишу на стене. — Сейчас преподает в гимназии-колледже при академии музыки. Уже дала три сольных концерта, готовится к четвертому. Или Илья Зинькевич — лауреат международных конкурсов. А этот курносый парень на фото — Серёжка Прашкович, работает в училище имени Гнесиных. Настя Кравец поступила в академию музыки. Колька Застенский трудится во Франкфурте-на-Майне. Звездочки мои!

— Но ведь звездами быть не всем. Нужно ли мучить ребенка, если явного таланта не наблюдается?

— Дети, которые обучаются в музыкальной школе, более трудолюбивы, усидчивы, лучше работают в команде, — перечисляет плюсы собеседник. — У них хорошо развиваются память, мышление, координация. Не зря же в царской России музыкальное образование было обязательным. А еще мои ученики фильтруют даже ту музыку, которую слушают через наушники. У них появляется вкус. К тому же занятия на саксофоне — это дыхательные упражнения. Астматикам даже врачи рекомендуют.

Правда, преподаватель признается: вначале родители приводят ребенка на уроки, что называется, из-под палки. Это потом он втягивается и обучается с удовольствием. А чтобы это удовольствие наступило, большую работу должен проделать педагог. Анатолий Васильевич делится, что сначала ребенка «исследует»: выясняет, что тот любит, чем интересуется, во что играет на телефоне. А дальше — лепи, что пожелаешь.

По заслугам и награда

В 2002 году Анатолий Яйчук создал ансамбль саксофонистов Sax’s Time. Позже к коллективу добавились ударные инструменты и бас-гитара.

— Это был единственный такой ансамбль в столице, — уточняет Анатолий Васильевич. — Нас приглашали на все площадки республики, мы ездили за границу. Коллектив работает и сегодня, но состав менялся не единожды. Ведь ребята оканчивают школу и уходят от нас. Надо снова подбирать участников.

Если бы изначально в музыкальной школе не было нужных инструментов, ансамбль бы не состоялся.

— Когда Sax’s Time наработал имя, директор школы Геннадий Пинчук решил обновить базу. Видя наши заслуги, в управлении культуры Мингорисполкома не отказали. Для ансамбля были куплены 6 немецких саксофонов. К слову, средства выделяются до сих пор. В прошлом году приобрели новый тенор, студенческую модель, стоит около 2 500 евро в эквиваленте, — делится собеседник.

Цена вопроса

— Наши дети играют на ученических моделях, средняя ценовая категория — 1 000 евро. Некоторые родители, чтобы купить инструмент, даже берут кредит, — поясняет Анатолий Яйчук. — Чтобы учиться, например, в Московской консерватории, требуется профессиональный саксофон, средняя стоимость — 4 500 евро. Также сопрано нужен — еще столько же. Конечно, если музыкант что-то собой представляет, расходы окупятся.

Вот только чтобы стать тем самым мастером, на учебу надо потратить 14 лет: 5 — музыкальная школа, 4 — училище, еще 5 — консерватория. А потом всю оставшуюся жизнь держать форму.

Рыбу не предлагать

Важно и правильно подготовить себя к выступлению.

— Адреналин перед концертом вырабатывается у всех артистов. Постепенно профессионалы учатся адаптироваться к стрессу, — подчеркивает музыкант. — А вот детям приходится тяжело. Нередка ситуация: до экзамена или конкурса играл отлично, вышел на публику — ступор.

Своим ученикам наставник рассказывает маленькие секреты. Например, чтобы нервная система успокоилась, можно перед концертом съесть полплитки горького шоколада. А вот рыба, острые, соленые блюда не разрешаются. Перестанет должным образом работать слюноотделение, пересушится рот — и ребенок не сможет нормально сыграть на саксофоне. Если же выступать голодным, возможна даже язва желудка.

— Немногие знают, но духовикам, которые играют в оркестре, как и военным, положена льготная пенсия. Профессиональный саксофонист — это вредно, — смеется Анатолий Яйчук. — От постоянных выступлений могут рассыпаться зубы. К тому же, когда несколько часов инструмент висит на шее, а его вес — 1,5 кг, непросто физически. Но я без саксофона жить уже не могу.

Справочно

В 14-й школе вырастили более 60 лауреатов городских, республиканских и международных конкурсов, 7 из них стали стипендиатами Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Детская музыкальная школа искусств № 14 — единственная в столице, специализирующаяся на обучении игре на духовых инструментах.

Фото из архива Анатолия Яйчука

Смотрите также:

 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ