Фильм «Девушка без адреса» стал лидером проката 1958 года — его посмотрели 36,5 млн человек. О съемках картины и судьбе актрисы Светланы Карпинской, сыгравшей главную роль, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

О чем кино
Строитель Паша Гусаров знакомится в поезде с провинциалкой Катей Ивановой, мечтающей о карьере актрисы в Москве. К концу пути молодые люди решают продолжить общение, но разъезжаются на вокзале, забыв узнать адреса друг друга. Молодой человек приступает к поискам девушки с распространенной в Белокаменной фамилией.
На основе фельетона
После комедии «Карнавальная ночь» (1956), которая произвела фурор, от 28-летнего режиссера Эльдара Рязанова зрители ожидали следующей фееричной картины. Автор сценария будущего фильма «Девушка без адреса» сатирик Леонид Ленч был хорош в своем жанре: создавал фельетоны для журнала «Крокодил», сюжеты для киножурнала «Фитиль», а также миниатюры для эстрадных исполнителей. Но кинодраматургия — иная специальность, а сценарий ленты отличается от сатирических зарисовок своими законами. В предложенном для постановки произведении они не были соблюдены. Конечно, режиссеру позволили кое-что подправить. Кроме демонстрации на экране незатейливого сюжета начальство хотело увидеть в картине Москву во всем ее великолепии — со шпилями сталинских высоток, с широкими проспектами, колоннами, балюстрадами. В то же время важно было продемонстрировать начало невиданного жилищного строительства в Черёмушках. В общем, желали показать величие столицы СССР на фоне комедийной истории.
Но таковой в сценарии не существовало. Он был написан на основе фельетона о том, что в Белокаменной сложно кого-либо отыскать, несмотря на киоски «Горсправки». Рязанов видел один путь для спасения ленты: ввести в повествование эпизоды с карикатурными персонажами в исполнении знаменитых артистов.

По воле случая
Предложение режиссера пригласить на главные роли Гурченко и Ильинского директор «Мосфильма» Иван Пырьев сразу отмел. О причинах отказа есть множество легенд. Если посмотреть объективно, то роль наивной простушки-провинциалки Кати Ивановой далека от амплуа строптивой Людмилы Марковны. И опытный Пырьев это понимал.
Как в актерском ансамбле оказалась Светлана Карпинская, существует несколько версий. По одной, Леонид Ленч случайно встретил ее в метро и по типажу понял: эту девушку он представлял, создавая образ главной героини. По другой версии, Карпинская, будучи студенткой филфака ленинградского университета, играла в самодеятельном театре при ДК имени Кирова. Однажды его спектакль запечатлело Ленинградское телевидение. Ассистенты по актерам взяли ее на заметку. Снимок непрофессиональной артистки попал в пасьянс фотографий кандидаток, оказавшийся на столе у Рязанова. После проб ее утвердили.
Николай Рыбников сначала отказывался от роли Паши Гусарова. Он объективно понимал, что застрял в образах рабочих парней с окраины, мечтал участвовать в исторических костюмированных постановках. Однако ему было всего 27 лет, карьера только стартовала. Казалось, всё впереди, поэтому дал согласие.

Юрий Белов на экране снова стал другом персонажа Рыбникова. Несмотря на однотипные роли, его считали артистом первого дубля. Он молниеносно схватывал текст и задачу. Ему сулили большое будущее. Но в начале 1960-х в ресторане московского Дома кино подвыпивший артист выкрикнул что-то резкое о Хрущёве. История получила резонанс. Белова на полгода поместили в психиатрическую клинику, после чего карьера пошла под откос.
Дедушку Кати сыграл Эраст Гарин. В одном из эпизодов он демонстрирует актерские таланты внучки своему приятелю — театральному гардеробщику, образ которого воплотил народный артист СССР Василий Топорков. Его персонаж, отобедав в гостях, резюмирует: «Не подходит она для театра! Каскаду у нее нет!».
В тех самых карикатурных эпизодах, которые должны были превратить мелодраму в комедию, сыграли Рина Зелёная (Елизавета Тимофеевна, член художественного совета Дома моды), Сергей Филиппов (бюрократ Комаринский), Зоя Фёдорова (жена Комаринского). Р. Зелёная переписала все свои реплики самостоятельно. В результате в народ ушли ее фразы: «Почему вы высказываетесь? Вы же не член худсовета!», «Советская девушка должна смело носить то, что мы внедряем!». Сложно забыть и реплику Филиппова: «Масик хочет водочки».

Зрители не согласились
Все натурные съемки проходили на улицах Белокаменной. А интерьеры квартир выстроили в павильоне «Мосфильма».
Для дебютантки Светланы Карпинской фильм стал судьбоносным, но он подорвал ее здоровье. Во время съемок сцен на стройке она провалилась с 13-го этажа на 12-й и сломала ногу!
Снимая в ноябре эпизод с ней на лавочке ночью под ливнем, актрису поливали из пожарного ствола ледяной водой, и она слегла с воспалением легких. И напоследок: чтобы качественно запечатлеть кадры, где ее персонаж попал под машину, потребовалось шесть дублей. Не обошлось без ссадин и синяков. Картина стала первой и последней, где Карпинской досталась главная роль. Она для всех так и осталась девушкой без адреса. После премьеры артистка оставила филфак ЛГУ. Ее сразу приняли на второй курс ленинградского театрального вуза (ЛГИТМиК). Окончив его, Светлана всю жизнь проработала в Ленинградском театре комедии.
В отличие от Эльдара Рязанова, считавшего картину провальной, зрителям лента понравилась. Они проголосовали рублем. За год кино посмотрели 36,5 млн человек. Оно стало одним из лидеров проката в 1958-м.
Еще материалы рубрики:
Романы на съемочной площадке, разводы знаменитостей. Как работали над фильмом «Июльский дождь»
Почему Эльдар Рязанов бросал стулья в юных артистов, снимая фильм «Дорогая Елена Сергеевна»
Снять запрет на показ фильма «Комиссар» Александра Аскольдова помог Роберт Де Ниро
Где снимали фильм «Начальник Чукотки», и почему картину пришлось защищать от нападок и закрытия
Почему запретили комедию «Тридцать три», и какое участие в этом приняли космонавты Гагарин и Леонов