Закулисье кинотеатра: кто и как демонстрирует фильмы

 Почему исчезла профессия киномеханика и как сегодня демонстрируют фильмы в кинотеатрах? В поисках ответов корреспондент агентства «Минск-Новости» отправилась в Дом кино к инженеру Галине Каравацкой.

Она познакомилась с профессией киномеханика почти 50 лет назад, на пике ее популярности, и продолжает трудиться в отрасли по сей день.

Киномехаников больше нет. С переходом на цифровые технологии кинопоказа все переквалифицировались в инженеры, — говорит Галина Николаевна и направляется в аппаратную, сердце кинотеатра.

Именно здесь оживают фильмы. В центре комнаты стоит современный кинопроектор, к нему подключен компьютер, который и делает всю основную работу по демонстрации кинокартин.

Пленка ушла в историю. Сейчас фильмы к нам приходят на дисках. Мы их скачиваем на компьютер. Для показа фильма вводим ключ — специальный код, который позволяет демонстрировать кино определенный период времени. Составляем программу показа в соответствии с репертуарным планом, программируем фильмы и трейлеры в определенной последовательности. Остается только ежедневно включать компьютер и наблюдать за кинопроцессом, смотреть за качеством изображения и звука, — рассказывает Г. Каравацкая.

О такой работе она даже мечтать не могла в начале своей карьеры.

Работать в киносеть пришла в 1969 году после учебы в техникуме, позже окончила институт. Будучи еще школьницей, влюбилась в кино. Ее заинтересовало, как оживает изображение на экране, откуда берется звук. Ведь в доцифровую эпоху фильмы были записаны на кинопленку, и киномеханикам нужно было усердно потрудиться, чтобы порадовать зрителей.

Работа киномеханика была трудоемкой: к каждому сеансу требовалось подготовить оборудование, пленку. На заре кинематографии в качестве источника света в кинопроекторе использовали угли. Они неравномерно обгорали, и освещенность на экране менялась. Киномеханику всю смену приходилось регулировать этот процесс. Затем появились ксеноновые лампы, которые облегчили работу, но были взрывоопасны, выделяли вредный газ. Чтобы поджечь лампу, нужно было создать напряжение 30 000 вольт. Для этого использовали специальные поджигающие устройства. Сейчас также применяют ксеноновые лампы, но уже современные модели, — объясняет Галина Николаевна.

По ее словам, много работы было и с пленкой. Один фильм мог состоять из 8–10 частей. Кинопленка наматывалась на бобины и демонстрировалась на экран посредством двух кинопроекторов. Когда заканчивалась одна часть, киномеханику нужно было включить второй проектор по специальным сигналам, чтобы зрителю не был заметен переход «с поста на пост». Позже, с появлением проектора Kinoton, части фильма склеивались между собой и демонстрация выполнялась без переходов.

В Доме кино еще сохранились такой пленочный проектор и платтер для кинолент.

Перед каждым сеансом ленту перематывали вручную, смотрели ее техническое состояние. Иногда она рвалась во время сеанса, и киномеханику приходилось ее склеивать, — рассказывает собеседница. — Когда фильм сдавали в кинопрокат, части расклеивали, к ним присоединяли ракорды и упаковывали в коробки.

На цифровой кинопоказ в столичных кинотеатрах начали переходить с 2010 года.

В Дом кино я пришла работать в 2009 году, еще тогда фильмы были записаны на пленку. Позже нам установили современное кинооборудование, и пришлось осваивать новые технологии, — отмечает Галина Николаевна. — Знания и навыки киномехаников стали вдруг не нужны, как и специалисты, коих я учила на протяжении многих лет.

Оказывается, большую часть жизни — с 1973 по 2009 год — Г. Каравацкая преподавала спецтехнологию в училище киномехаников (ныне Минский государственный колледж сферы обслуживания). Ее воспитанники работают в кинотеатрах по всей стране.

Вначале мы готовили специалистов для всей республики, но потом в областях открыли группы для обучения киномехаников, и у нас набор сократился, — вспоминает она. — Учить ребят было непросто: оборудование технически сложное, не все его осваивали, особенно девочки. В 1982 году мы с учащимися принимали участие во всесоюзном конкурсе «Киномеханик» в Казани и победили. Меня тогда наградили значком «Отличник кинематографии СССР». Наша профессия была востребована.

По словам Г. Каравацкой, кинотеатры раньше пользовались бо̀льшей популярностью, за билетами стояли огромные очереди.

Сегодня кино стало гораздо доступнее, кинозалы появились даже в торговых центрах, но аншлаги бывают далеко не на всех фильмах, — отмечает Галина Николаевна. — Даже если в кинозале 5–10 человек, мы осуществляем показ, хотя всего у нас 584 места.

Г. Каравацкая считает, что будущее кинематографа за цифровыми технологиями. Говорит, что фильмы будут скачивать по Интернету, а не с дисков. Хотя многие кинотеатры уже так делают. Дистрибьюторы фильмов предоставляют такую возможность и ключи доступа для демонстрации фильма на большом экране.

Фото Елизаветы Добрицкой

 

 

Самое читаемое