Заморские страны и запрещенные картинки: какие 3D смотрели минчане 100 лет назад

Современного жителя столицы не удивить трехмерным изображением: достаточно купить билет в кинотеатр на фильм в формате 3D и вместе с его героями совершить путешествие в космические миры или океанские бездны. А когда-то минчане о таком и не мечтали. Экскурс в историю – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Сто лет назад на экранах городских кинотеатров крутили черно-белые ленты, звуковое сопровождение рождалось прямо во время сеанса — играли музыканты. Кадры чередовались с титрами реплик актеров, которые нужно было успеть прочитать. Текст часто не соответствовал показанному кадру — перевод был неправильным. Неграмотные рабочие и перебравшиеся в город крестьяне предпочитали комедии, водевили, документальные фильмы с минимальным количеством слов.

Однако возможность полюбоваться трехмерным изображением у минчан все-таки была. К примеру, если на ярмарке прильнуть к окулярам волшебного аппарата — передвижного стереоскопа. Всего несколько копеек (в зависимости от выбранного изображения) — и перед глазами возникали фонтаны Петергофа, мчащиеся по Невскому проспекту извозчики, Киево-Печерская лавра с переливающимися на солнце куполами, бойкая толпа на овощном рынке в Москве. Любоваться видами городов и местечек Российской империи было занятно, но народу хотелось экзотики. Поэтому у аппаратчиков имелся и запас фотографий дальних стран: священная гора Фудзияма, японки в национальной одежде, африканские аборигены, охотящиеся на львов, Лондон, Париж, Берлин, Нью-Йорк и даже виды Австралии — всё что душа пожелает.

После того как клиент вдоволь налюбовался заморскими диковинками, его за двойную плату пытались заинтересовать новым зрелищем: ведь такого он еще никогда не видел! А было это не что иное, как прелестные женские тела. И поддавшийся соблазну ярмарочный посетитель уже разглядывал полуобнаженных девиц в корсетах и чулках, африканок с оголенной грудью. Тогда подобные снимки считались иллюстрациями циничного содержания и были вне закона. Такое развлечение пользовалось популярностью лишь у городских низов.

Личное пространство

Минчане при должности и деньгах тоже любили 3D-фотографию. Но им не нужно было ходить на рынки. Богатые легко могли купить оптический прибор в специализированном фотографическом магазине или оформить заказ товара с доставкой из Европы. На выбор также предлагали широкий ассортимент стереокартин — в наборах или поштучно. На просмотр новых волшебных картинок собирались целыми семьями.

Устройства производили разных размеров и конфигураций. Самое обычное и дешевое — маска с двумя увеличительными стеклами. Существовали складные модели с дополнительными увеличивающими линзами над окулярами, через которые рассматривали мельчайшие детали на картинках.

Одни модели оснащали специальной подставкой с ящичками для хранения стереопар, другие — автоматической сменой карточек. Повернул ручку — и вместо гор Кавказа перед глазами уже Китай.

Родная сторонка

Желание создавать объемные изображения возникло и у многих минских фотографов. Среди них — Эмерик Адамович, художник по образованию. В 1851 году он стал учителем рисования в Минской мужской правительственной гимназии и начал заниматься литографией: печатал для гимназистов географические карты, ноты, рисунки, портреты. Как и многие творческие люди того времени, увлекся набирающим популярность искусством светописи. В 1864 году оставил преподавание и полностью посвятил себя фотографии. В собственном доме на улице Широкой (ныне Куйбышева) открыл ателье, где трудился вместе с помощником, снимал минчан. Так и работал бы Эмерик Леопольдович простым фотографом, если б не новое веяние — трехмерные фотоснимки. В губернии он стал в этом деле первопроходцем.

В конце XIX века начали набирать популярность открытки с видами городов. Серии снимков с изображением в том числе и минских достопримечательностей распространяли по всей Российской империи. Но трехмерных видов губернского Минска на тот момент еще не существовало. Эмерик Адамович решил их отсутствие восполнить. Для 3D-съемки он выбрал идеальный объект, который можно найти во Всемирной паутине и сегодня.

Это известный столичный фонтан «Мальчик с лебедем», запечатленный в 1874-1894 годах. На фото прекрасно виден еще неотреставрированный фонтан. Нет и известной по более поздним снимкам ограды. За Александровским сквером виднеется дом на углу Подгорной и Скобелевской улиц (ныне К. Маркса и Красноармейская), известный как дворец Чапского. Впоследствии все больше фотографов стали использовать трехмерный формат.

Сегодня благодаря компьютерным технологиям можно восстановить изображение, которое видели обладатели стереоскопов. Достаточно воспользоваться фоторедактором.

Одно изображение в формате анаглиф. Для его просмотра нужны специальные красно-зеленые или красно-синие очки-фильтры. Они часто идут в комплекте с детскими трехмерными журналами.

Если очков нет, то добиться эффекта присутствия можно gif-анимацией.

В те же времена обладатели стереоскопов могли посмотреть на завораживающий разлив Свислочи в Губернаторском саду (ныне Центральный детский парк им. М. Горького), на Лавский мост (ныне не существует) и другие.

После Первой мировой войны и последовавших за ней потрясений интерес к стереофотографии угас. Лишь после Великой Отечественной войны она вновь обрела некоторую популярность. Этому способствовал технический прогресс: в продаже появились двухобъективные зеркальные фотоаппараты «Комсомолец» и «Любитель», а также специальные пленка и очки. Но стереофотография не стала массовым увлечением.

В XX веке наступила эпоха стереокинотеатров. В Минске она началась 8 сентября 1978 года, когда в кинотеатре «Мир» показали «Парад аттракционов».

Справочно

Стереоскоп создал известный английский физик и изобретатель сэр Чарльз Уитстон в 1837 году. Только через 15 лет его удалось превратить в доступное каждому изобретение. Для стереоскопов изготавливали карточку с двумя совмещенными фотоснимками, сделанными с разных ракурсов, для каждого глаза. При просмотре изображения накладывали друг на друга, и получался трехмерный эффект.

ТОП-3 О МИНСКЕ