Замыкания, засоры и залития: будни городской аварийной службы

Корреспондент агентства «Минск-Новости» провела несколько часов с экипажем городской аварийной службы и узнала, с какими проблемами чаще всего обращаются минчане и как специалистам аварийки приходится их устранять.

Середина рабочей недели. В диспетчерской городской аварийной службы (ГАС), что на улице Кузьмы Чорного, 9Б, телефоны не умолкают. Диспетчеры Наталья Позняк и Наталья Войтко едва успевают отвечать на звонки.

В будние дни с 9 утра до 5 вечера сотрудники ГАС разделяют обязанности с обслуживающими организациями, то есть с ЖЭС. Начиная с 17:40 заявки поступают только к нам, — рассказывает Н. Позняк. — Как, впрочем, и в выходные и праздничные дни.

Городская аварийка работает круглосуточно. График дежурств — сутки через трое. Рабочий день начинается в 9:00. В смене трудятся 54–56 человек: одиннадцать сантехнических экипажей, девять бригад электромонтеров и три — электрогазосварщиков. Чаще всего минчане сетуют на межэтажные залития, отсутствие воды и света в квартирах и местах общего пользования, несоответствие температуры воды санитарным нормам. В отопительный сезон — на завоздушивание стояков.

В среднем за сутки в будние дни поступает 250–320 заявок, в выходные и праздничные — под 600 и выше. Сотрудники с ужасом вспоминают, что 7 января нынешнего года в ГАС поступило 1 590 обращений.

Приоритетными считаются замыкания в электрощитовых, мерцание осветительных приборов, наличие запаха оплавленной проводки, засоры системы канализации и залития из вышерасположенных квартир, течь гидрантов, любые порывы системы водоснабжения и отопления. При таких ситуациях бригада должна прибыть в течение 30 минут.

От 10 до 30 % за сутки — так называемые ложные вызовы, — рассказывает начальник смены Галина Белявская. — Например, сделали заявку, бригада приехала, а жильцов нет дома. Или звонят, кричат, что потоп: вода льется. Приезжаем, а там еле заметная струйка.

А на недоуменные взгляды аварийщиков хозяева на голубом глазу отвечают: «Устали ждать» или «А это уже давно, просто решились наконец-то избавиться от надоевшей проблемы».

На Калиновского, 21, залитие квартиры, — сообщает одной из бригад Н. Позняк и выдает маршрутный лист. Мне вручают резиновые сапоги и вместе с мастером Вадимом Жиличем и сантехниками Игорем Бурдуковым и Алексеем Кулинковичем мчим устранять неполадки. Десять минут — и мы на месте. Заходим в квартиру на втором этаже: на потолке в кухне мокрое пятно, с которого на тряпку стекают капли воды.

Решаем подняться к соседям сверху и посмотреть, как у них обстоят дела. Дверь открывает девушка и без проблем впускает в квартиру. Работники копошатся пару минут на кухне, после чего выдают: «Течет из канализационной трубы. Нужно прочищать засор!»

Когда ее меняли в последний раз? В 1996 году, — с грустью говорит хозяйка квартиры. Проблему сантехники устраняют за 15 минут и советуют жильцам поставить редукцию для канализации, чтобы в будущем предотвратить протекания.

Бригада получает от диспетчеров новое указание и снова спешит на помощь. Пока едем, Вадим Жилич рассказывает, как важно следить за сантехникой:

Один раз в три года необходимо менять подводку к смесителям — всевозможные шланги. Сифоны периодически прочищать. И квартиру не мешало бы застраховать!

Новый адрес — ул. Андреевская, 7/1. Навигатор показывает, что ехать примерно девять километров. Повезло: в вечерний час пик обошлось без пробок и мы уже через двадцать минут у нужного места. Заходим в квартиру на шестом этаже и видим, что в туалете капает вода с потолка.

Надо подняться в квартиру сверху и посмотреть, что там происходит, — поясняет мастер Владимир Жилич. А там — мокрая стена возле потолка. И нет доступа к трубам-стоякам холодной и горячей воды: инженерные коммуникации зашиты, что нормативами запрещено.

Возможно, труба течет у соседей с верхних этажей, которых сейчас нет дома, — объясняет В. Жилич. — Чтобы в этом удостовериться, нужно разобрать нишу, где находятся трубы.

Хозяйка квартиры поддерживает решение сантехников, и они принимаются за работу.

Спустя время стало понятно, что здесь все в порядке, поэтому решили подняться на восьмой этаж. К счастью, жильцы этой квартиры уже дома. Доступа к трубам тут тоже не оказалось, поэтому пришлось немного повозиться. Зато удалось выяснить: именно у них подтекает труба.

На часах 20:50. На ликвидацию проблемы пришлось потратить 2 часа. По словам В. Жилича, это еще не предел: недавно устраняли аварию 12 часов.

Тем временем бригада получает от диспетчеров новое задание и спешит на помощь.

Фото автора

 

Самое читаемое