Заплатить 1,8 тыс. рублей аванса за установку окон и не получить ничего. Как потребители становятся истцами

Пострадавшие от действий «оконщика» создали собственную группу в мессенджере, а пожилой владелец только что купленного смартфона любуется чужими фото. Корреспондент агентства «Минск-Новости» выяснил, что еще интересного происходит в мире потребителей.

Осень — любимая пора поэтов и психотерапевтов: больше работы и выше гонорары. Световой день сокращается, население впадает в депрессию, хочется на юг, к морю или хотя бы к новому окну, за которым, впрочем, могут находиться жулики. Об осенней хандре и не только беседуем с председателем общественного объединения «Онлайн защита потребителя» Анной Шилько.

— Анна Борисовна, на что сейчас в основном жалуются ваши подзащитные?

— Как раз основные претензии к установщикам окон. Казалось бы, не сезон: такие работы обычно выполняются в теплое время года. Но именно осенью некоторые потребители столкнулись с проблемой: деньги за установку уплачены, время идет, а окон нет.

— Возможно, граждане сами виноваты: доверились, например, дилетантам.

— В том и беда, что профессионалам. Во всяком случае, компания-установщик именно так себя позиционировала — 1Professional. Передо мной сейчас лежит исковое заявление одной из пострадавших. В августе она заключила два договора на поставку и установку окон. Стоимость заказа составила более 2,4 тыс. рублей, из них 1,8 тыс. потребитель перечислила в качестве предоплаты. Согласно условиям договора, срок выполнения работ не превышал 40 рабочих дней. За окном ноябрь, но ничего не сделано, несмотря на неоднократные телефонные звонки и заверения исполнителя о скорейшем выполнении работы. В исковом заявлении потребитель указывает, что в Viber создана группа пострадавших от бездействий фирмы, насчитывающая не менее 30 человек.

— И это можно проверить?

— Для этого нужно заглянуть в Интернет. На сайте компании указано, что она приостанавливает работу, новые заказы не оформляются. Более того, фирма находится в процессе ликвидации.

— То есть плакали чьи-то денежки?

— Всё не так просто и одновременно не так сложно. В нашей стране потребитель защищен законодательством. Поэтому будем бороться, к тому же потребуем уплаты неустойки и компенсации моральных издержек. В конце концов потребитель авансом вносил деньги, то есть расставался с ними, ничего не получив взамен, рассчитывал на качественную услугу, строил планы.

— Компенсация морального вреда — отдельная тема. Часто ли потребители требуют заплатить им за страдания?

— На мой взгляд, это нормальная цивилизованная практика. Покупая билеты на концерт, вы платите за положительные эмоции. А иначе зачем вы туда идете? В то же время закон разделяет моральный вред на физический и нравственный. Если вас унизили, испортили настроение, вы испытали стыд, испуг — это тоже вред, требующий соответствующей компенсации. Буквально на днях к нам обратился пожилой житель деревни в Молодечненском районе. По состоянию здоровья его направили в больницу. А чтобы там было нескучно, односельчане посоветовали ему приобрести смартфон. Дедушка и купил. За 154 рубля. Это мы с вами понимаем, что за такую цену телефон может быть только бывшим в употреблении. Но пожилой человек этого не знал, да и не обязан знать. Курьер из интернет-магазина, доставивший покупку, на словах заявил: смартфон новый.

Продавец получил деньги, а дедушка отправился на больничную койку. Но закачать на телефон фильм или посмотреть в Интернете новости не получилось. Паспорт и инструкция по эксплуатации отсутствовали, да и сам аппарат при ближайшем рассмотрении оказался потертым и в царапинах. В итоге, находясь на лечении, дедушка был вынужден рассматривать лишь чужие фото и переписку, которые не удалил прежний владелец. Заслуживает ли такой обман компенсации? Думаю, да. В исковом заявлении потребитель выставил сумму 50 рублей.

— Анна Борисовна, сегодня все считают деньги. И вот что интересно. Потребитель, он же истец, частное лицо. Ответчиком выступает фирма, предприятие, то есть лицо юридическое. В случае проигрыша судебного дела на фирму помимо возмещения ущерба накладывают штраф в размере величины иска. Неужели ответчик этого не понимает? Это же двойной убыток.

— Конечно, юрист просчитывает все возможные риски. Причем у него есть возможность договориться с истцом, даже если решение суд уже вынес.

— Как это?

— Подать апелляцию в вышестоящий суд. На стадии обжалования или апелляционного протеста стороны всегда могут пойти на мировую. Это законно и практикуется. Вот характерный случай, к слову, газета «Минский курьер» об этом рассказывала (см. «МК» № 104 от 11.09.2020 — Прим. ред.). Покупатель приобрел поддон для ванной комнаты, а сантехника оказалась с браком. Поскольку продавец забрать товар не спешил, истец за свой счет провел экспертизу качества поддона и подал на ответчика в суд. Предмет спора стоил 310 рублей, но в общей сложности продавец мог лишиться почти в 10 раз большей суммы. Уже после выхода публикации решение суда ответчик обжаловал. Одновременно он обратился к истцу с деловым предложением пойти на мировую. Фирма погашает все убытки и расходы, в свою очередь покупатель снимает свои претензии. В итоге всё так и вышло.

Смотрите также:

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ