Засекреченный герой. Чем прославился выходец из Беларуси конструктор Семен Косберг

После знаменитого: «Поехали!» Гагарин в первые секунды полета произнес его фамилию и получил за это выговор от Королева. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Хранили в тайне

В последние дни декабря 1964 года руководитель ОКБ-154 по проектированию реактивных двигателей Семен Ариевич Косберг прилетел в Воронеж, где находился завод по производству разрабатываемых его коллективом изделий (так обезличено называли всю секретную продукцию). Время было поздним, но предстояло совещание с коллегами. Он попросил водителя пересесть на пассажирское сиденье, сам сел за руль…

Очнувшись в реанимации, понял: произошла страшная авария. Первыми его словами были: «Водитель не виноват». Велел собрать у себя в палате тех, кто ждал его на заводе. Держался из последних сил, провел совещание, попрощался со всеми и вновь потерял сознание. Хоронили его на Новодевичьем кладбище в первые январские дни 1965-го. Родственникам присутствовать разрешили, но скорбеть велели молча. Степень засекреченности этого человека была такова, что даже на надгробной плите не могли написать правду. Выгравировали что-то о конструкторе авиационных двигателей. А ведь только два человека в 1961-м стали Героями Социалистического Труда за первый полет гражданина Земли в открытый космос. Это Сергей Королев и Семен Косберг. У Королева был пропуск на Байконур за № 1. У Косберга — за № 2.

В официальных протоколах радиопереговоров первого полета скрывалось, что на 30-й секунде движения первый космонавт воскликнул: «Косберг сработал!» Это означало, что сработала третья ступень. Правда, назвав фамилию секретного ученого в радиоэфире, Юрий Гагарин совершил должностное преступление. Выговор собирались занести в личное дело. Но Королев ограничился устным порицанием, так как всё происходило на фоне грандиозных исторических событий. По свидетельствам советника Кеннеди по научным вопросам Джерома Вейзнера, опубликовавшего мемуары, американцы, заполучив позже записи переговоров Гагарина, начали судорожно искать в справочниках информацию о приборе с таинственным названием «Косберг». Им и в голову не пришло, что речь шла о конструкторе!

До последней нитки

Семен Ариевич родился в Слуцке Минской губернии в 1903 году в семье кузнеца. Талант чувствовать металл и любовь к технике получил от отца. Парень с малолетства служил при отце молотобойцем, а когда подрос, сменил его у наковальни. Кузнец получился бы из него знатный. Чего стоила только кроватка для дочки сестры, выкованная из одного прута! Но отец сказал, что надо учиться. И Семен поступил в училище, где бесплатно как один из способных учеников просидел за партой 2 года. А потом вернулся в кузницу. Отец получил увечье, надо было кормить семью.

Во время учебы
в училище

В 1924-м его призвали в армию. Был одним из лучших красноармейцев, но в школу красных командиров не пошел. Не было тяги к военной службе. В 24 года он оказался на должности слесаря на прядильно-ниточной фабрике в Ленинграде. Там Семен получил прозвище Пророк. Мог предсказать, какой станок в какое время сломается. А когда надоело предсказывать, модернизировал станки так, что повысилась производительность. В 1927-м директор фабрики, узнав, что лучший слесарь уходит на учебу в политехнический институт, был в отчаянии. В 1930-м из ленинградского политеха самородок перевелся в Московский авиационный институт, в котором защитил диплом. Это и определило его судьбу. После карьерного роста в 1930-е в 1940 году 37-летнего инженера назначили заместителем главного конструктора ОКБ завода № 33 Народного комиссариата авиационной промышленности (НКАП) и начальником КБ по разработке систем непосредственного впрыска топлива в форсунки авиадвигателей.

Опережая время

После начала войны КБ Косберга эвакуировали в Сибирь. В сентябре 1942-го летные испытания показали, что замена карбюратора новой машинкой для впрыска топлива дала прирост мощности мотора М-82 на 70 лошадиных сил при значительном снижении расхода топлива. Самолеты Ла-5 и Ла-7 повысили летно-технические характеристики. Изобретение стали устанавливать на бомбардировщики Ту-2 и торпедоносцы Ту-2Д, а после войны — на истребители Ла-9 и Ла-11, пассажирские самолеты Ил-12 и Ил-14.

Аппаратура, созданная в КБ, к концу 1943 года обеспечила доминирование советских самолетов в воздухе. Практически все основные разработчики авиационных моторов стали ее применять на своих двигателях. Косберг опередил время и создал инжектор (аппарат для принудительного впрыска топлива) за 40 лет до того, как в 1980-е его стали массово устанавливать на автомобили вместо карбюратора.

В 1946-м коллектив конструктора перебрался в Воронеж. Началась эпоха развития реактивной авиации. В тот период шла работа над созданием топливных форсунок, масляных флюгерных насосов, топливных фильтров, регуляторов подачи топлива и пусковых стартеров на твердом и жидком топливе для мощных турбореактивных и турбовинтовых двигателей.

Все знали, что Косберг решал поставленные задачи быстро. В 1951-м авиаконструктор Туполев, создавая тяжелый бомбардировщик, застрял на стадии мотора. Ситуация была критической. Скоро парад на Красной площади, на котором самолет заявлен как флагман. Косберга с помощником срочно вызвали к Туполеву, выделили кабинет, отобрали пропуска и заявили, что они смогут выйти, когда решение по двигателю будет готово! Буквально вымолив один звонок жене, он сообщил: «Заперт, но не арестован». Всё было сделано за двое суток.

В 1954–1958 годах усилиями бюро Семена Ариевича разработали жидкостные реактивные двигатели (ЖРД). На них обратил внимание Сергей Королев. Его двухступенчатая ракета-носитель Р-7 вывела на орбиту три спутника Земли. Но околоземная орбита была пределом ее возможностей. Теперь для дальнейшего прорыва требовалась третья ступень, чтобы аппарат преодолел земную гравитацию и вышел в открытый космос на второй космической скорости (11,2 км в секунду). Сергею Павловичу показалось, что именно Косберг сможет создать такую ступень. По сути, построить третий двигатель. 10 февраля 1958-го они встретились. Выбор между работой на авиацию, где конструктор во всем разбирался с закрытыми глазами, и работой на космонавтику, где оставалось много неизвестных нюансов, дался непросто. Но Косберг рискнул.

На все руки

Спустя год после разговора, 2 января 1959-го, команда Королева следила за полетом ракеты «Луна-1» с двигателем РД-0105. Сработала третья ступень, аппарат вырвался из поля притяжения Земли. «Луна-1» прошла в 6 км от светила и превратилась в искусственный спутник. Но задача была решена. Двигатель Косберга сработал безупречно. В сентябре того же года второй аппарат успешно долетел до Луны и упал в кратер, который потом назовут его именем. В апреле 1960-го «Луна-4» прислала фотографии с темной стороны загадочного спутника Земли. Теперь конструктору предстояло создать двигатель для ракеты, которая понесет человека в космос. Именно ему Гагарин после полета даст свой первый автограф. На случайно попавшей в руки газете напишет: «Спасибо за третью ступень».

«Луна-4»

За несколько дней до запуска «Востока», в апреле 1961 года изобретатель упал с чердака рыбачьего домика, повредил ногу. Хромал, ходил с самодельной палочкой. Так явился в Центр управления полетами. Когда его третья ступень сработала, о чем сообщил Гагарин, Косберг от радости сломал палку в руках, хотя она была не такая уж тонкая! Раздались крики: «Качай!» — а он не мог и слова вымолвить от счастья.

Каждый из блоков ракеты «Восток» готовило отдельное КБ. Конструкторы волновались за свои детища. Алексей Исаев, специалист по тормозной двигательной установке, сидел бледный. Его блок запускался последним. Косберг находился в приподнятом настроении, успех его двигателя уже состоялся. Чтобы разрядить обстановку, Семен Ариевич сказал, что у Исаева мешковатые штаны, и предложил свои услуги в качестве портного. Действительно, отдыхом для мастеровитого Косберга было не безделье, а смена занятий. К раскройке ткани он подходил строго, как конструктор. Поэтому сшитое им всегда было безупречно. А еще изобретатель увлекался кулинарией. Вникал и во все нюансы производства. На его заводе и ОКБ работали 9 тысяч человек, сотни станков. Он знал, как действует каждый, и мог показать мастер-класс во всем, от электроники до кувалды.

В 2011 году, через 50 лет после триумфального полета, фраза «Косберг сработал» будет выбита на аверсе памятной медали. Двигатель Косберга по сей день в модернизированном виде выводит корабли на орбиту.

Когда пришло страшное известие о его смерти, дети не стали говорить внучке погибшего конструктора о том, что случилось. Очень уж она его любила. Сказали, что дед в дальней командировке и смотрит на нее со спутника. Девочка подошла к окну, приложила ладонь к стеклу и посмотрела в небо, будто силясь поймать его взгляд.

Еще материалы рубрики:

Придумал монумент Победы в Минске и проектировал дома сельчанам. Две судьбы архитектора Заборского

Не поверите: крокодил Гена и Чебурашка жили в Минске! А создал их наш земляк Леонид Шварцман

Первый в мире патент на геликоптер в 1912 г. получил гомельчанин Федор Евстафьев. История изобретения

Спецоперация НКВД. Зачем одного из лучших архитекторов Минска Александра Воинова в 1943-м доставили на Лубянку

Как житель Бреста стал британским изобретателем, меценатом, одним из королей табачного бизнеса Европы

Смотрите также:

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ