Поисковые запросы в Интернете способны рассказать о нас неприятную правду.
Наверняка каждому хоть раз в жизни доводилось слышать от школьного учителя: если у вас есть вопросы, просто поднимите руку и задайте их. Но все ли следовали этому руководству? Вряд ли: вдруг их уточнение окажется тупым и нелепым? Теперь же, когда у человечества есть Google, с которым остаешься наедине, стесняться нечего — можно побыть немножечко собой.
И первый секрет, который раскрывает бездушная белая строка после аккумулирования миллионов запросов, — страсть людей к глупым вопросам. Вбиваем в поле какую-либо формулировку — и вуаля, тут же всплывают самые популярные и порой очень неожиданные окончания фраз: «когда наступит… зомби апокалипсис», «как стать… принцессой, вампиром, феей», «почему чешутся… зубы», «когда я вырасту, я хочу… спиться», «как понять, что… влюбился, болят почки», «кто такой… Ленин», «есть ли жизнь… после развода», «почему кот хочет… меня убить». Ну и вишенка на торте — «почему я… идиот».
Но это всё мелочи, баловство. Запросы, собираясь в гигантские массивы данных, могут рассказать кое о чем еще. О том, что вряд ли способен раскрыть о человеческой натуре обычный социологический опрос или Instagram с Facebook, ведь в них мы, мягко говоря, лукавим. А ресурс Google Trends беспощаден и правдив, в том числе относительно нас, белорусов.
Ну вот хотя бы о предпочтениях. По итогам 2017-го самым популярным в нашей стране запросом стал «Физрук 4-й сезон». Данные по запросам доступны с 2004-го. За прошедшие годы в топе у жителей нашей страны понятные и знакомые явления: фильмы онлайн, «Дом 2», AliExpress, игры, погода… В отдельные периоды в списке лидеров оказывались Свинка Пеппа, Pokеmon Go и Диана Шурыгина. А выдающиеся и талантливые люди провоцировали беспрецедентное число кликов только посредством своей смерти. Стивен Хокинг, Михаил Задорнов, Олег Табаков тому подтверждение. «Кто живой — не интересен, про него не сложат песен».
На вершине хит-парада нет и намека на темы «скачать книгу», «пожертвовать деньги» или, скажем, «выйти на субботник» (гораздо популярнее «отказ выйти на субботник» и «выйти сухим из воды»). А на запрос в поиске «слушать Б…» — Бах в миленькой компании с «Бутыркой», «блатными песнями», «бесплатным шансоном» и «Бузовой», а Вивальди — с «Воровайками», «Веркой Сердючкой» и «Вите надо выйти».
Интересная вырисовывается картина: на людях мы интеллектуалы, книгочеи, ругаем блатные песни и жить не можем без симфонической музыки. Но стоит остаться наедине с собой и задать поиск, как становимся похожими на школьников, которые на переменке прячутся за углом с сигаретой в руках.