Здесь жила княгиня Радзивилл. Рассказываем об уникальных минских домах
Не раз доводилось слышать или читать, что Минск — серый город из унылых советских панелек. Захотелось с этим поспорить. Корреспондент агентства «Минск-Новости» выбрала шесть цветных домов с необычной архитектурой (а впечатляющих зданий в столице гораздо больше!) и поговорила о них с архивистом, историком архитектуры и культуры Владимиром Денисовым.
В списке оказались бывшие доходные дома, поэтому решила провести краткий экскурс в историю их строительства. Авторы книги «Минск. Страницы жизни дореволюционного города» Захар и София Шибеко писали, что обеспеченные люди вкладывали свои финансы в строительство доходных домов — многоквартирных жилых зданий, которые затем сдавали в аренду. Так, в начале ХХ века в городе построили немало многоэтажных каменных зданий на средства Костровицкой, Левкова, Свентицкого, Лифшица, Поляка и других богатых горожан. Такие дома, в отличие от промышленных и торговых объектов, — надежный источник доходов. Особенно прибыльными являлись постройки в центре Минска. Это район бывших ул. Захарьевской, Подгорной, Губернаторской (примерно в границах современных пр. Независимости, ул. Кирова, Я. Купалы, Мясникова, Свердлова, Революционной, Ленина).
Сине-фиолетовый: дом Лифшица
(ул. Интернациональная, 16)
Яркое здание, на фасаде которого в солнечные дни разными цветами играет майолика (один из видов керамики, для изготовления которой используются обожженная глина и глазурь). Этот необыкновенный декор привлекает минчан и туристов по сей день, хотя дому уже 110 лет.
— С 1882 года эта улица называлась Преображенской (в XVI–XIX веках — Сборовая). Во второй половине XIX столетия купец Гилель Рубинштейн построил здесь каменный дом, а в 1907-м его приобрел купец Соломон Лифшиц. Здание реконструировано в стиле модерн в 1913 году, о чем свидетельствуют надпись на фасаде и сохранившиеся в Национальном историческом архиве Беларуси проектные чертежи. После обновления здесь находились жилые квартиры и банкирская контора Лурье, основанная еще в 1899-м, — рассказал Владимир Денисов.
Контора Лурье занималась преимущественно учетом векселей, и уже в 1913 году ее обороты составляли около 3 млн рублей. После 1920-го здание использовали как административное. Сейчас в нем спа-салон, магазин одежды и другие организации. Еще одна отличительная черта дома — цветовое решение: гармонично переплетаются сине-фиолетовый, голубой и серый оттенки.
Ярко-розовый: дом Ядвиги Костровицкой
(на углу ул. Кирова, 11, и Володарского, 26)
Парадные и уличные фасады доходных домов имели оригинальное архитектурное решение, а квартиры отличались удобством. Одно из таких зданий находится недалеко от стадиона «Динамо».
— Архитектор и теоретик искусства Оттон Краснопольский построил его в 1911–1913 годах по заказу Ядвиги Костровицкой. Она родная сестра Эдварда Войниловича — фундатора костела святого Симеона и святой Елены. Здание выполнено в стиле модерн, до 1917-го в нем находились Управление Либаво-Роменской железной дороги и жилые помещения. В советское время здесь открыли кафе «Мядуха», которое работает до сих пор. В студенческие годы я забегал сюда, — продолжил рассказ об интересных зданиях историк культуры.
К слову, в доме Костровицкой до революции служил счетоводом отец актрисы Стефании Станюты Михаил Петрович. В здании находилось и общество взаимопомощи железнодорожных служащих.
Дом отличается различными по конфигурации трапециевидными окнами, декоративным орнаментом, керамическими вставками, что подчеркивается бело-розовым цветовым сочетанием. На углу бывшего доходного дома — эркер, над которым возвышалась башенка, сгоревшая во время войны.
Светло-желтый: дом, где жила княгиня Радзивилл
(ул. Советская, 17)
— Проектировал доходный дом в стиле модерн с элементами неоклассицизма архитектор Генрих Гай. Здание построено в 1912–1913 годах. На первом этаже семь комнат занимала княгиня Мария Магдалена Радзивилл, а квартиру, расположенную в угловой части здания, — семья директора земледельческого синдиката М. Погоского. На втором этаже в одной квартире жила семья самого домовладельца — директора Минского общества взаимного кредита Эммануила Обронпальского (такой вариант фамилии историк встретил в официальном документе, подписанном самим Эммануилом, в разных интернет-источниках часто встречается другой — «Дом Абрампольского». — Прим. авт.), а в другой — помещик Л. Ванькович. На третьем этаже размещались апартаменты генерала М. Иванова и начальника пути и зданий Управления Либаво-Роменской железной дороги Е. Гибнера. В трехкомнатной квартире на мансардном этаже проживала семья служащего банка Ш. Шульдынера, — такие факты о жильцах рассказал собеседник.
В 1921 году дом был национализирован и впоследствии получил название 1-й Дом Советов. Именно в этом здании в 1920-м разместились Наркомат юстиции БССР, Политуправление 16-й армии, а также Революционный трибунал. В 1920–1930-х в нем располагались жилые квартиры.
На здании установлены три мемориальные доски. Первая (1979 г.) — в память о подпольной комсомольской группе, которая действовала в 1941–1942 годах. Тогда на первом этаже была аптека, являвшаяся в то же время конспиративной квартирой подпольщиков. Вторая доска (1982 г.) — в честь ученого-геодезиста Василия Попова. Академик проживал в этом доме в 1950-е. Третья посвящена партийному и государственному деятелю БССР Адаму Славинскому (он жил здесь с 1919 по 1931 год).
Дом украшают ажурные декоративные балкончики, лепные элементы, высокое арочное окно и эркер, расположенный на фасаде с одной стороны.
Белый: дом с деревянным портиком
(ул. Обойная, 6а)
— Двухэтажный жилой дом построили после войны в таком же стиле, как и дома в Осмоловке. Похожие интересные домики еще сохранились в Тракторозаводском поселке. Нетривиальная деталь этого здания — двухколонный деревянный портик с элементами неоклассицизма, — рассказал историк.
В советское время колонны и фронтон были окрашены масляной краской. В 2000-е годы ее сняли, а дерево покрыли лаком. Дом напоминает шляхетскую усадьбу: есть в нем скромное обаяние и ускользающая красота времени… К слову, он попал на кинопленку — засветился в советском фильме «Кортик».
Серый: дом с литературным музеем
(ул. К. Маркса, 30)
— Дом Сигизмунда Свентицкого (архитектор Генрих Гай), где сейчас находится Литературный музей Петруся Бровки, также памятник архитектуры в стиле модерн. Построен в 1913 году. Прекрасно проработаны фасад, планировка (квартиры с высокими потолками), декоративные элементы и отдельные детали (декор, ковка, маскарон — вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас). Там до сих пор сохранилась красивая парадная лестница, несмотря на то что во время Второй мировой войны здесь был пожар, — говорит собеседник.
Владимир Денисов также отметил этот дом как одно из лучших гражданских архитектурных сооружений Минска начала ХХ века.
Зданию повезло: оно не было разрушено во время Великой Отечественной войны. Серое, немного сдержанное, усыпанное мемориальными досками благодаря бывшим знаменитым жильцам. С 1980 года в этом доме находится квартира-музей Петруся Бровки.
Терракотовый: дом с ажурным зеленым балконом
(ул. Революционная, 24)
Обратите внимание на тонкое переплетение узоров и изящные консоли чугунного литого балкона. Он является хорошо сохранившимся декоративным элементом, который притягивает внимание не только историков архитектуры, экскурсоводов, но и горожан.
— Чугунные литые балконы украшали здания на ул. Захарьевской (сейчас пр. Независимости), Подгорной (ул. К. Маркса), Богадельной (Комсомольская), Торговой (Зыбицкая) и других. Они не были редкостью. Интересный балкон можно было увидеть и на одном из зданий на площади Свободы. Но в 1984 году его снесли. Сейчас детали этого оригинального литого балкона хранятся в Национальном историческом музее, — поделился интересными фактами Владимир Денисов.
Фото Ирины Малиновской и предоставлены Национальным историческим архивом Беларуси
Смотрите также: