Здоровое питание и спецпоезд до Заславля. Особенности дачного сезона в окрестностях Минска 100 с лишним лет назад

Серебрянка, Курасовщина, Комаровка… Когда-то в эти деревни минчане отправлялись на загородный отдых. Жителей столицы, устремляющихся по весне на поиски подходящего загородного домика на лето, называли грачами. О развитии дачного движения — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

На все лето

Сегодня наличие загородной недвижимости ассоциируется в первую очередь с работой по выходным на родимых сотках. Для некоторых это походы в лес или на рыбалку, долгожданный пикник с шашлыком под звездным небом. Большинство работающих минчан могут позволить себе дачный отдых лишь в выходные. В дореволюционное время чаще было наоборот. Уютная дача позволяла провести дни с мая по сентябрь вдали от городской суеты.

Популярным такой вид отдыха стал после того, как через Минск пролегла железная дорога. Город начал стремительно развиваться. Строили новые предприятия, жилые дома. Увеличилась численность населения. Неудивительно, что состоятельные горожане стали подумывать о том, чтобы оказаться как можно дальше от сопутствующих строительству «прелестей». Идеальным решением стал переезд на дачу.

Позволить себе иметь недвижимость за городом могли немногие. Зато арендовать уютный домик на лето оказалось по карману даже среднему классу, к тому же предложений было достаточно. Переезжали всей семьей и проводили свободное время в прогулках, чтении книг, вечерних беседах за чашкой чая. Отцы семейств ездили в Минск только по важным вопросам. Однако чаще всего к ним приезжали приказчики и все дела решали на месте.

К началу прошлого века дачная летняя жизнь стала обыденностью. Она позволяла убежать от летнего зноя, пыли и грохота городских улиц, а гимназистам — набраться сил и подтянуться в учебе. Вдали от друзей и соблазнов большого города, под присмотром матери и прислуги, в окружении таких же «эвакуированных учеников» ребята сами садились за книги. Плюс здоровое питание. Крестьяне из соседних деревень снабжали дачников парным молоком, овощами и фруктами с собственного огорода. Причем приносили все сами в условленное время.

Дело выгодное

Как известно, спрос рождает предложение. Популярность дачного отдыха привела к тому, что в арендный бизнес включилось огромное количество владельцев загородной недвижимости. Под дачи стали сдавать дома в Серебрянке, Курасовщине, Комаровке и других близлежащих деревнях. Многим крестьянам было выгоднее перевезти семью на лето к родне, сдать дом, а самим отправиться в Минск на заработки. Это позволяло заработать за сезон куда больше, чем выручить огородничеством.

Землевладельцы начали массово строить дачные домики поблизости от популярных мест отдыха. Например, Комаровский лес был владением знатного рода Ваньковичей. Начинался он около современного универсама «Рига» и тянулся далеко на восток. Почуяв наживу, хозяева стали активно развивать дачную аренду в районе Комаровки. Ближайшие к городской черте зеленые насаждения вырубали, а освободившиеся участки сдавали под дачи. У отцов семейства появился выбор — снять на сезон готовый домик или брать в долгосрочную аренду земельный участок и возводить там свой дом. Последнее требовало немалых капиталовложений, поэтому большинство предпочитало снимать жилье. Готовиться к летнему отдыху начинали ранней весной. Как только сходил снег, за город выдвигались самые нетерпеливые. Они старались подобрать максимально выгодный вариант аренды. В дореволюционное время их даже язвительно называли грачами.

Многие тогдашние дачники снимали каждое лето один и тот же домик. Хозяева не сдавали недвижимость никому другому, делали для постоянных клиентов скидки. Чаще всего еще при отъезде договаривались о следующем дачном сезоне.

Ехать продано

Ударными темпами дачное движение начало развиваться в конце XIX в. С появлением железной дороги стало проще добираться до ближайших крупных населенных пунктов, таких как Заславль, Марьина Горка, Борисов. Поезда стали останавливаться на популярных дачных станциях Ратомка, Козырево.

Однако воспользоваться всеми прелестями путешествия на поезде могли лишь те, кто был не привязан к работе. Обычно рабочий день в государственных конторах и учреждениях длился с 10:00 до 16:00. Не всем дачникам это было удобно: они или приезжали намного раньше отправления состава, или опаздывали. Решением стал специальный дачный поезд между Минском и Заславлем.

Учитывая возросший спрос, руководство железной дороги в 1896 г. решило порадовать минчан. В продажу специально для них пустили дешевые дачные билеты. Их продавали в вагоны третьего класса на все станции между Минском и Борисовом, Марьиной Горкой и Заславлем. Это мог быть разовый билет туда-обратно на один день или недельный на 10 поездок, что соответствовало пятидневной рабочей неделе. Настоящий проездной!

Но это нововведение дачникам не понравилось. Вместо них скидкой стали пользоваться любители легкой наживы. На станции Минск появились так называемые компаньоны. Они покупали проездные на 10 поездок до конечной станции и у касс выискивали тех, кто собирался купить билет в одну сторону. Ловкачи предлагали проехать вместе с ними за компанию, заплатив на пару копеек меньше, чем по официальному тарифу, но чуть больше сверх дачной скидки. Например, официально проезд от Минска до Марьиной Горки стоил 85 копеек, а у компаньона — 80-83. Набрав девять попутчиков, он садился вместе с ними в поезд. Из Марьиной Горки пассажирский № 1 отходил в 12:28, а прибывал в Минск в 14:17. Обратный скорый № 2 отправлялся в 16:25. Как раз дельцу оставалось время, чтобы найти новых желающих сэкономить на проезде.

Такой бизнес стал возможен, потому что руководство железной дороги разрешило проезд нескольких человек по одному проездному. Иногда дачнику нужно было ехать с супругой, тогда кондуктор-контролер гасил в билете столько поездок, сколько ехало человек — хоть сразу десять. Учитывая скидку, за одну такую поездку туда-обратно можно было выручить рубль-два. Приличный по тем временам куш!

Этот бизнес отрицательно сказался на продаже билетов. Компаньоны выкупали их почти полностью — простым дачникам проездных не оставалось. Поэтому дачные проездные отменили с 1 сентября 1896 г.

Состоятельные дачники имели личные экипажи. Те, кто победнее, нанимали извозчика-крестьянина или пользовались пригородными дилижансами. В летнее время эти многоместные кареты курсировали между Минском и популярными дачными местами. Совершать ежедневные путешествия на поезде многим было просто не по карману.

Прошли годы

История современных дач и дачных кооперативов началась в 1949-м. В феврале Совет Министров СССР принял постановление «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве среди рабочих и служащих». Согласно этому документу рядовые советские граждане могли получить в пользование шесть соток. По всей стране стали образовываться дачные кооперативы. К 1980-м сложилась настоящая дачная культура, когда работать на сотки выезжали всей семьей вечером в пятницу, а возвращались в воскресенье.

За минувшие 30 лет дачное движение претерпело много изменений. Расстояние до кольцевой перестало играть решающую роль: ее нивелировало наличие личного автомобиля. Более важной стала возможность провести время, как в дореволюционный период, — отдохнуть от городской суеты и побыть на природе. Развитие современных технологий позволяет оставаться на даче в будни и даже работать здесь. Особенно актуальным это оказалось в 2020 г. во время первой волны коронавируса.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ