Зелёный камуфляж

Оксана Мытько
Автор материала:
Оксана
Мытько

Не всё то экопродукт, что таковым называют.

«Биоконтроль», «полностью натурален», «не содержит консервантов» — продукты на полках магазинов буквально пестрят упаковками с подобными утверждениями. Они притягивают, как магнит, определяя наш выбор. И сами того не осо­знавая, мы зачастую становимся жертвами так называемого гринвошинга, или зеленого камуфляжа: производитель позиционирует свой товар как экологичный без достаточных на то оснований.

Исследования показывают: если рядом будут стоять две упаковки, скажем, риса, на одной из которых изображена какая-нибудь «зеленая уловка», а на другой нет, покупатель возьмет первую, даже если она стоит чуть дороже. Поскольку жесткие рамки нормирования в этом плане отсутствуют, поле для фантазии открывается широкое.

Среди самых распространенных ходов гринвошинга — бездоказательные или слишком общие утверждения. Формулировка «содержит только натуральные ингредиенты» звучит, казалось бы, убедительно, но ведь сера или мышьяк тоже подарены нам природой. А прежде чем клюнуть на надпи­си типа ­«органик контроль» или заверения о том, что товар одобрен кем-то авторитетным, неплохо бы найти на упаковке более точную информацию на этот счет.

Любят производители поиграть на приверженности покупателя к натуральным продуктам и с помощью природных символов. Очень модно стало изображать на упаковках различные листики, солнышко, капельки, ровным счетом ничего не значащие, но на подсознательном уровне воспринимающиеся как подтверждение экологичности. Можно встретить «зеленые» логитипы, которые не сыскать среди официально утвержденной экомаркировки, но выглядят они очень похоже на нее.

Высший пилотаж гринвошинга — неактуальные ­утверждения, когда производители выдают естественные свойства товара за его пре­имущества. Например, надпись «без холестерина» на бутылках с подсолнечным маслом. Такими свойствами обладает масло всех производителей, ведь холестерин содержится только в продуктах животного происхождения! Это всё равно, что утверждать: мяч круглый только у нас. Еще один пример — маркировку «не содержит ГМО» помещают на продуктах, в которые данные организмы не могут входить по определению, например карамель.

Продукты и товары производителей, прибегающих к зеленому камуфляжу, не являются плохими или некачественными. Но и особенными в плане экологичности их тоже назвать нельзя. Так что прежде чем проголосовать за тот или иной продукт рублем, стоит убедиться в правдивости приведенных в его пользу аргументов. Поддерживать надо действительно сознательных в этом отношении производителей. Этим мы окажем большую услугу окружающей среде и самим себе.

Читайте и подписывайтесь на нас:

Читайте нас в Google News

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Самое читаемое