Ждать ли награды? Снятый в Беларуси фильм «Уроки фарси» участвует в оскаровской гонке

О том, что светит в оскаровской гонке фильму «Уроки фарси», выдвинутому на соискание награды от Беларуси, — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

kinopoisk.ru

Наверное, символично, что в День белорусского кино мы поговорим именно об «Уроках фарси» — картине, снятой американцем украинского происхождения Вадимом Перельманом в копродукции трех стран: Германии, России и Беларуси. Конкретно с Синеокой ее связывает место съемок. Работа кипела на площадках «Беларусьфильма», а также в Бобруйске. Символизм здесь в том, что сегодня Беларусь трудно представить самостоятельным и самобытным игроком в мире большого кино, каким стала в XXI в. та же Румыния.

Совместное производство — это чуть ли не единственная возможность для нас заявить о себе миру. И хорошо, что такой возможностью мы время от времени пользуемся. Плохо, что ярких постановщиков-белорусов на передовой в этих проектах не видно. Ленту «В тумане» по повести нашего Василя Быкова свозил в Канны для участия в основной конкурсной программе украинский режиссер Сергей Лозница. Та же Дарья Жук, которой критики выдали кучу авансов за полнометражный дебют «Хрусталь», как личность и профессионал состоялась в США. Да, мир кино в принципе мультикультурален, но это не помешало новую румынскую волну ассоциировать с вполне конкретными постановщиками: Кристи Пую, Корнелиу Порумбойю, Кристианом Мунджиу… Возможно, недалек тот час, когда так же легко, через запятую, мы сможем перечислить и белорусов — любимчиков Венеции и Канн. Но пока у нас на повестке дня «Уроки фарси».

События картины разворачиваются в годы Второй мировой войны. Бельгийский еврей Жиль Кремье попадает в руки нацистов. В машине, которая везет его на расстрел, он обменивает у другого пленника на еду книжку персидских сказок. Именно она спасет Жилю жизнь: еврею удается выдать себя за перса. По счастливой случайности повар немецкого концлагеря Клаус Кох после войны мечтает уехать к брату в Тегеран и открыть свой ресторан. А для этого надо хотя бы немного знать местный язык, которому и призван обучать повара Жиль. В итоге герою, чтобы избежать смерти, приходится изобрести собственный псевдофарси.

Не раскрывая дальнейшие сюжетные повороты (к слову, весьма угадываемые), скажу лишь, что кино в общем и целом выглядит достойно. Оно вроде бы и про Холокост, но откровенных сцен насилия зрителю крупным планом не покажут. Все сделано сдержанно, по-голливудски, приправлено юмором, не лишено символизма (к примеру, когда Жиль вплетает в придуманные слова имена лагерных пленников). В этом плане лента вполне себе в формате «Оскара». Это не масштабное полотно, пытающееся докопаться до сути нацизма, но добротно рассказанная локальная история взаимоотношений тюремщика и его пленника. С другой стороны, как раз в номинации «Лучший иностранный фильм» американские киноакадемики любят выйти за рамки и отметить работу, в которой больше авторского, чем зрительского. «Любовь», «Великая красота», «Ида», «Сын Саула», «Рома» — это картины последних нескольких лет, получившие статуэтку. И на их фоне «Уроки фарси» выглядит слишком… мейнстримово, что ли. Поэтому рискну предположить, что само попадание в шорт-лист номинантов станет для ленты Перельмана достижением. О большем, наверное, говорить пока не приходится.

Справочно

93-я церемония вручения премии «Оскар» пройдет 25 апреля 2021 г.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ