Женские истории из жизни потребителей. Как быть, если в руки попала бракованная продукция

Что делать, если треснул новый чайник, а в магазине отказываются его принимать, выяснил корреспондент агентства «Минск-Новости».

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos

Что толку дискутировать о гендерном равенстве, если мужчинам всё равно. Например, мировая экономика построена на принципе, что конечным звеном в цепочке деньги — товар — деньги является потребитель. Его обманывают, продают разный хлам или отнимают деньги, не предлагая ничего взамен, но отстаивать поруганную честь покупателя берутся в основном женщины. Более того, они же и приходят на помощь. Вот и наш собеседник — председатель общественного объединения «Онлайн защита потребителя» Анна Шилько.

Трещина в репутации

— Анна Борисовна, это всё правда?

— Если вы имеете в виду тех, кто обращается за помощью, то да. Это в основном женщины. Хотя бы потому, что мы слабый пол. А то, что и защищать себя любимых приходится нам же, вопрос к вам. Мужчины во все времена предпочитали что-то менее хлопотное и более высокооплачиваемое.

— Не буду оправдываться, давайте о делах. Что происходит в мире потребления?

— Пожалуйста. Минчанка приобрела в гипермаркете стеклянный чайник. Поскольку возникший затем конфликт пока не разрешился, приводить название торговой сети не буду. При тех миллионных товарооборотах судиться из-за мелочи, теряя имидж… Бог с ним. Так вот, при нагревании на плите стеклянная колба треснула. Еще повезло, что обошлось без ожогов и пострадавших, иначе история развивалась бы по-другому. Чайник был новым, и покупательница вернулась с ним в магазин, мол, посмотрите, что вы мне продали. Товароведы к лицезрению трещины отнеслись без восторга, забрать покупку и вернуть деньги не спешили. Потребительница попросила направить чайник на проверку качества. Пусть специалисты определят, из-за чего он лопнул. Эту просьбу работники прилавка выполнили охотно, и через время покупательница держала в руках официальный ответ, где утверждалось, что причина трещины — механический удар. То есть сама покупательница и виновата. Вы в это верите?

— В удар?

— Нет. В то, что нормальный человек, хлопнув об пол стеклянную вещь, пойдет в магазин и будет врать, что чайник треснул от нагревания? Да ему это в голову не придет. Хотя, если вещь вышла из строя не по его вине, тут действительно обидно. Получается, деньги потрачены впустую.

— Но ведь наверняка существуют независимые эксперты. Может, обратиться к ним?

— Здесь подходим к самому интересному. Независимые, причем профессиональные, есть. Они работают в Государственном комитете судебных экспертиз, куда и обратилась наша героиня. Как ей пояснили, случаев, когда приходилось бы разбираться с подобными вещами, в их практике не было. Ну не трескаются массово в стране стеклянные чайники при нагревании, поэтому и специалистов таких нет. Зато определить, имел ли место механический удар, возможно. Правда, дорого. Скрупулезной работы — на 6–8 часов, а час эксперта стоит 35 рублей. Как, собственно, сам чайник.

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos

— Что же делать?

— Покупать бытовую технику в проверенных, положительно зарекомендовавших себя магазинах. Это нашей героине подсказали сами эксперты, приведя в пример схожие ситуации. Солидные торговые заведения дорожат репутацией и идут навстречу покупателю, даже если товар проблемный и определить виновника с ходу невозможно. Потери небольшие, но польщенный таким отношением к себе покупатель придет в магазин не раз, да и знакомым посоветует. При конкуренции среди предприятий торговли — отличный маркетинговый ход.

— Чем всё закончилось в нашей истории?

— Пока ничем. Точнее, покупкой нового чайника в солидном магазине. Хотя, на мой взгляд, шанс побороться за свои права у потребительницы остается. То есть мы подаем в суд, он назначает проведение экспертизы. Та докажет, что механического повреждения не было — и дело в шляпе. Гипермаркет оплачивает все издержки, включая проведение экспертизы.

— А если не докажет? Потребитель раскошелился, а дело в итоге проиграно.

— Не факт. В моей практике был неоднозначный случай, когда у подзащитной буквально взорвался работающий пылесос. Хотя экспертиза и определила, что причины возгорания механические, Фемида встала на сторону потребителя, удовлетворив его требования. Суд посчитал это гарантийным случаем, поскольку продавец не доказал, что возгорание произошло не по его вине. Поймите, состязательность — принцип судопроизводства. Фемида разрешает спор на основе доказывания заинтересованными сторонами оспариваемых фактов. В истории с чайником можно было побороться. Повторюсь, не станет адекватный человек изначально лукавить.

 Африканские косички

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos

— Анна Борисовна, вы подводите к расхожей мысли, что без хорошего адвоката дело не выиграть.

— По гражданским искам — не обязательно. Порой само намерение пострадавшего подать в суд действует не хуже красноречия опытного юриста. Приведу историю. Молодая минчанка решила научиться плетению африканских косичек. Обратилась к непосредственному носителю такой красоты, то есть к уроженцу Африки. Он был женат на жительнице столицы и давал уроки. Первое занятие обошлось в 250 рублей. Так как, несмотря на высшее образование, русский язык для мастера оставался не родным, девушка из его речи многого не поняла. Поэтому попросила провести второй урок, где в качестве переводчика присутствовала бы жена учителя. Увы, расшифровать все термины косичкоплетения не смогла и супруга. Дело кончилось скандалом и хлопаньем дверями. Вдогонку преподаватель заявил, что свое искусство он передал полностью и повторяться не станет. Самое любопытное, что под юрисдикцию Закона «О защите прав потребителей» мастер не попадал. К ответчикам могут относиться юрлица и индивидуальные предприниматели, а косичкоплетенец действовал как самозанятый. Тем не менее, узнав, что ученица намерена обратиться в суд, предпочел вернуть деньги.

По схожему сценарию разворачивалась история с маникюрным столом и встраиваемой в него турбовытяжкой.

— Хорошо, что нас не читают мужчины. Африканские косички, маникюр с вытяжкой…

— Красота — страшная сила. Особенно по своим последствиям для исполнителя. Так вот, вытяжка в столе ревела не хуже самолета. Покупательница, которой досталось это чудо, обратилась с претензией к продавцу. Тот, в отличие от турбодвигателя, молчал. Не помогли ни увещевания, ни письменные претензии общественных защитников. И только когда мы направили исковое заявление в суд, где изложили всё, что требуем, то есть от неустойки до компенсации морального вреда, он опомнился и моментально пошел на мировую.

— Не могу не удержаться от вопроса: мужчин тоже защищаете? Если обратиться к вам с чем-нибудь серьезным.

— Приходите. Куда вы без нас денетесь, сильный пол!

Смотрите также:

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ