Торговые сети ополчились на конкурента. Покупатель опять только наблюдает за процессом.
Некоммерческая организация «Ассоциация розничных сетей» пожаловалась на российских конкурентов, действующих на белорусском рынке. Обсуждая эту новость, интернет-издания ссылаются на письмо, которое ассоциация направила в Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ). Под критику попал один из российских жестких дискаунтеров. Сам не люблю неологизмов, но здесь для краткости изложения от них никуда не деться. Дискаунтер — потому что дешево, а жесткий означает ограниченный ассортимент на ограниченной площади. Проще говоря, это магазин-склад с высоким оборотом товара. Видимо, в не слишком дружной семье торговых сетей новый участник появился сравнительно недавно, но уже успел открыть в Беларуси полтора десятка объектов и один из них под Минском. В выходные дни народу в торговом зале не протолкнуться, говорю как очевидец. Конкуренты же побывали в магазинах с проверкой, найдя существенные упущения: недостаток товаров белорусского производства, отсутствие систем вентиляции, пожарной сигнализации, несоблюдение температурных режимов хранения и реализация продуктов питания с истекшим сроком годности.
Почему эксперты ассоциации взяли на себя функции пожарного надзора и санстанции, оставим без внимания.
Что тут сказать? Пожалуй, одно важное. Жалуемся не мы с вами, а продавец, то есть конкурент. Покупатель остается в стороне от процесса, хотя это именно он должен им управлять. Где наше право выбора с возможностью голосовать кошельком? Когда 10 лет назад с остановок транспорта убрали коммерческие киоски, альтернативой должно было стать развитие небольших магазинов шаговой доступности. Мысль, безусловно, здравая, но с реализацией возникли сложности. Например, за эти годы пустовавшее здание диспетчерской станции рядом с моим домом было магазином несколько раз. Владельцы не выдерживали конкуренции с соседним гипермаркетом и уходили. Как же, там шикарные витрины, система охраны, богатый ассортимент и — ура! — скидки. К слову, о последних. Человеческая память не способна удержать более 15–20 цифр одновременно. Достаточно проставить их на ярких ценниках, и покупатель приходит в восторг: он попал в царство скидок. Ага, как же! А издержки в виде шикарных витрин и зарплаты службе охраны кто оплачивать будет? Нет, граждане, весь банкет за ваш счет.
В марте МАРТ, простите за невольный каламбур, проверит упомянутые жесткие дискаунтеры на предмет соблюдения правил торговли. Следите за новостями.