Жилфонд столицы готовят к отопительному сезону. Узнали, с чем сталкиваются коммунальщики

Жилфонд готовят к отопительному сезону, дело близится к финалу. Корреспонденты агентства «Минск-Новости» побывали в старой многоэтажке на Партизанском проспекте и узнали о специфике работы коммунальщиков.

Вообще подготовка к осенне-зимнему периоду (ОЗП) начинается сразу после отключения отопления. Всё серьезно: составляют план мероприятий, охватывающих жилой фонд от крыши до отмостки. В него входят и текущие ремонты, например кровли, стыков стеновых панелей, балконов, водостоков. Работники ЖКХ тесно взаимодействуют с газо-, тепло-, водо-, электроснабжающими предприятиями, в процесс вовлечены разные подрядные организации. Учитывая, что работы растянуты во времени почти на полгода, жители их практически не замечают и особых неудобств не испытывают. А в сентябре жилищно-эксплуатационные участки уже получают паспорта готовности, то есть документальное подтверждение того, что в находящихся у них на обслуживании домах всё сделано и хоть завтра в батареи можно запускать теплоноситель.

Вот и возле 9-этажного 5-подъездного дома № 48 на пр. Партизанском утром буднего дня стояла тишь да гладь. Во дворе на скамейке — парочка пенсионеров, мимо них по проезду неспешно проехала машина. Дом 1970 года постройки, капремонта еще не было.

Нас ожидали местные коммунальщики. Заместитель директора по эксплуатации жилфонда ЖКХ Заводского района Кристина Латышева коротко определила главную задачу при подготовке к ОЗП: обеспечить бесперебойную надежную работу всех инженерных систем жилого дома. Особое внимание — теплоснабжению.

Спускаемся в подвал в тепловой узел. Хитросплетение труб разного диаметра с вентилями, задвижками, манометрами, табличками «Подача на дом», «Обратка с бойлера» и другими.

Рабочий по комплексному обслуживанию зданий и сооружений (хаус-мастер) ЖЭУ № 1 Михаил Лашук перечисляет сделанное: заменена запорная арматура, на отдельных участках трубопроводов восстановлена теплоизоляция, проведены поверка и замена контрольно-измерительных приборов и общедомового счетчика тепла, выполнена опрессовка системы отопления для проверки ее герметичности (протечек не обнаружено), подготовлена к работе система автоматического регулирования теплоэнергии. Оборудование не новое, но работает исправно.

Задаю волнующий многих горожан вопрос:

— Если всё в порядке, почему после включения отопления начинают поступать массовые жалобы на плохо или неравномерно греющие батареи?

— Основная проблема в том, что в трубах и батареях образуются воздушные пробки. Заранее выявить и устранить их нельзя, только после подачи теплоносителя. В этом доме в квартирах на последнем этаже на радиаторах стоят краны Маевского. В первый же день включения отопления я и другие работники посетим эти квартиры и, открыв краны, выпустим воздух. Обычно с доступом проблем не возникает. В других домах такие краны могут быть установлены либо в подвальном, либо в чердачном помещениях — там проще. По регламенту развоздушивание производится в течение двух дней. А вот наладка, регулировка систем отопления — до 10 дней, — объяснил Михаил Федорович.

Кстати, за ним как за хаус-мастером закреплены девять домов (одна девятиэтажка и восемь пятиэтажек). Так что придется побегать. Номера мобильных телефонов рабочих по комплексному обслуживанию размещены на досках информирования в подъездах, и жители могут напрямую сообщать им о неполадках.

— Вообще это нормально, когда верх радиатора более горячий на ощупь, чем низ: в верхние части секций поступает сетевая вода прямо из теплопункта, а в нижние — обратка, то есть несколько остывший после прохождения по всем квартирам теплоноситель, — обращает внимание начальник ЖЭС № 18 (входит в состав ЖЭУ № 1) Сергей Катков.  По этой же причине батареи в разных комнатах могут нагреваться неодинаково. Поэтому не стоит доверять тактильным ощущениям. Показатель один: если температура в квартире не ниже 18 градусов, система теплоснабжения в порядке. Но обычно эта температура держится на отметке 20–22 градуса. Не стоит удивляться и тому, что прибывший по обращению работник не идет щупать батареи, а сначала производит замер.

Начальник также добавил, что одна из распространенных до сих пор жалоб звучит так: почему в соседнем доме несколько дней назад дали отопление, а в нашем — еще нет. Дело в том, что жилфонд подключают поэтапно в течение пяти дней. Те потребители, которые были первыми в очереди в прошлом году, могут оказаться последними в нынешнем.

Из оборудования, расположенного в подъездах, привели в порядок прежде всего электрощитовые: очистили от пыли, заменили отдельные детали, поджали контакты. Важная тема — остекление на окнах. Оно обязательно должно быть двойным, что мы и засвидетельствовали. Правда, некоторые рамы были неплотно закрыты, а стекла нуждались в помывке. Работники ЖКХ объяснили: скоро осенний месячник по уборке и благоустройству, во время него наведут марафет, а затем плотно все закроют. Если потребуется, утеплят и окна, и дверные проемы.

Важно

Иногда без содействия жильцов не обойтись, отметила К. Латышева:

— Регулярно специализированные организации по договору с ЖКХ района проводят обследование вентиляционных и дымовых каналов. Проблемы возникают в домах, жильцы которых пользуются газовыми плитами, колонками, и, соответственно, в них имеются дымовые шахты. Примерно в 20 % квартир специалисты не могут попасть в течение нескольких дней, а иногда и недель. Отсутствие акта обследования хотя бы у одного потребителя — основание временно прекратить подачу газа в квартиры всего подъезда или дома. Хотелось бы попросить жильцов не игнорировать такие проверки, тем более что работы проводятся в том числе в выходные дни, а в будни — до позднего вечера.

Справочно

В нынешнем году паспорта готовности жилфонда к осенне-зимнему периоду жилищным организациям необходимо получить до 1 октября. Все шесть ЖЭУ Заводского района, которые обслуживают 990 жилых домов, уже стали обладателями этих документов.

Фото Сергея Лукашова

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ