Жильцы 9 квартир во время капремонта дома живут без газа почти 4 месяца. Кто в этом виноват?

В начале марта в одном из подъездов дома № 29 на пр. Пушкина перекрыли газоснабжение для замены трубопровода. Довольно быстро обрезали старые трубы и приварили новые, а некоторые жильцы, в числе которых и автор этих строк, купили счетчик газа, на который, к слову, уже пошел гарантийный срок. Поторопились…

В конце апреля — начале мая газоснабжение возобновили во всем доме. Лишь 9 квартир, расположенных по нашему стояку, остались без этой жилищно-коммунальной услуги (одной из основных!).

Обычно виновниками подобных ситуаций называют безответственных жильцов, уехавших неизвестно куда, или тех, кто произвел несанкционированную перепланировку, а также капризных граждан, не желающих терпеть пыль и шум в своем жилище. Но оказалось, есть и другие причины. Какие именно – разбиралась корреспондент агентства «Минск-Новости».

Прочно окопались

«Газовое» противостояние во время капремонта — не редкость. Объясняется многими нюансами, в первую очередь повышенными требованиями безопасности последующей эксплуатации оборудования. Но компетентные специалисты утверждают: если все организовано правильно, через месяц-полтора, максимум два в квартиры подают газ.

В этой истории не только владельцы восьми двушек, но и жилищные организации разных уровней оказались бессильны перед своеволием одной семьи — матери-пенсионерки и взрослого сына. Живут они на 6-м этаже, и их отказ впускать рабочих не связан с распространенными конфликтами, когда газовые трубы прокладывают через прихожие и комнаты в квартирах первых этажей.

О том, что жильцы не желают давать доступ в квартиру, стало известно спустя две или три недели после отключения газа в подъезде. До этого, говорят в отделе капремонта КУП «ЖКХ № 1 Фрунзенского района г. Минска», они общались со специалистами и, судя по всему, не собирались препятствовать работам. А ведь даже если в одной квартире не заменили и не проверили на безопасность трубопровод, без голубого топлива остаются все квартиры, расположенные по всему стояку.

Попытки соседей пообщаться с несговорчивой семьей ни к чему не привели. Как правило, парламентерам просто не открывали дверь, а один разговор закончился гневным спичем пенсионерки: «Вы никто и не имеете права что-то требовать. Мне этот ремонт не нужен, оставьте меня в покое». В ответ на аргумент, мол, люди же страдают, услышали: «Ну и пусть!..»

Так и живем

Газовый переполох повлек за собой временную перестановку в кухне — требовалось отодвинуть мебель и холодильник, снять шкафчики. Сейчас мы передвигаемся там боком и едим по очереди. Но эти неудобства меркнут перед проблемами приготовления пищи. Мультиварка, микроволновка, электрочайник не могут заменить 4-конфорочную плиту с духовкой, когда нужно готовить на четверых! Не говоря уже об экономии. После месячного использования электроплитки кто-то из соседей, увидев цифры на электросчетчике, привез с дачи настольную газовую плитку с 5-литровым баллоном. Ведь в домах без электроплит потребленную электроэнергию объемом свыше 150 кВт/ч в месяц на квартиру оплачивать нужно по более высокому тарифу. Если учесть, что еще и горячей воды у нас не было 17 дней, можно прикинуть, во что обходится людям такая «взаимозаменяемость» услуг. И все равно, отметили в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, использование газовых баллонов в многоэтажках запрещено нормативными документами.

Проблема перерасчета сумм платы за электроэнергию в случаях затянувшегося отсутствия газа до сих пор не урегулирована. Филиал «Энергосбыт» РУП «Минскэнерго» не берет на себя такого обязательства. По логике, если решение проблемы затягивается по вине жилищно-коммунальных организаций, должен быть механизм компенсации ими потребителям связанных с этим потерь. Или их компенсировать должны жильцы, виновные в возникновении такой ситуации.

Круговая мýка  

Мне и соседям пришлось будто по замкнутому кругу ходить: на каждом этапе нас отсылали в другое подразделение и просили подождать. Сначала в отделе капремонта сказали, что будут действовать по стандартной схеме: соседям направят предписание с требованием предоставить доступ, а если это не поможет — подадут на них в суд. Только в мае я выяснила, что выслать предписание поручили руководству ЖЭС. По словам исполняющей обязанности начальника службы, она сделала это еще в начале апреля. Судя по всему, на том работа в данном направлении и остановилась…

Больше двух месяцев я и мои соседи общались с представителями ЖКХ, ЖЭУ и ЖЭС, получая порой противоречивую информацию: одни говорили, что уведомлений должно быть три, другие — что может быть и меньше; одни утверждали, что нужно ждать, пока с почты придет обратное извещение о неполучении жильцом уведомления, другие — что главное его отправить… Так и не поняла, почему за предписания должна отвечать ЖЭС, хотя договор на оказание услуг по капремонту мы заключали с ЖКХ. Но согласованности в действиях служб явно недостает. Неудивительно, что долго никто не мог ответить на вопрос, почему дело стоит на месте.

В начале мая главный инженер ЖЭУ № 5 обнадежил, что документы уйдут в суд до 9-го числа или чуть позже. Однако что-то снова пошло не так…

Комментарий специалиста

Начальник управления жилищного хозяйства Министерства жилищно-коммунального хозяйства Беларуси Андрей Ромашко:

Проблема обеспечения доступа в жилые помещения при проведении капремонта жилого дома относится к компетенции КУП «ЖКХ», выступающих заказчиками этой жилищно-коммунальной услуги. Для соблюдения досудебного урегулирования спора собственникам, нанимателям жилых помещений, не предоставившим доступ в квартиру, направляется соответствующее уведомление о том, что они обязаны это сделать. Если пришло обратное уведомление о вручении документа, но доступ не предоставлен в установленный срок, работники КУП «ЖКХ» должны незамедлительно обратиться в суд с исковым требованием о предоставлении доступа… Работники КУП «ЖКХ», затягивающие сроки обращения в суд, несут ответственность в рамках выполнения своих трудовых обязанностей…

Сбились с алгоритма

Когда я рассказала эту историю первому заместителю главы администрации Фрунзенского района Денису Драпею 5 июня, исполнилось три месяца с момента отключения в подъезде газоснабжения. Документы в суд тогда еще не ушли. Был повод спросить:

Неужели в этой сфере нет четкого алгоритма слаженных действий сотрудников жилищно-коммунальных организаций?

Алгоритм есть, — уверен Денис Драпей, который знаком с темой не понаслышке: не один год курировал вопросы ЖКХ на разных должностях, в том числе директора ЖКХ № 1. — Обычно все проходит относительно гладко, если каждый знает и исполняет свои функции. ЖЭС — эксплуатирующая организация, которая не должна заниматься такими вопросами. Даже если в рамках договорных отношений им что-то поручили, КУП «ЖКХ» должно направлять и контролировать процесс. Здесь явная недоработка этого предприятия.

Не оправдываю его сотрудников, но замечу: в последние годы нагрузка на специалистов отдела капремонта существенно возросла. Раньше они вели примерно 20 вновь начинаемых объектов и 10 переходящих. За счет сокращения перечня работ количество домов, которые ставят на капремонт, увеличилось почти вдвое. Но из всего комплекса работ исключили лишь тепловую реабилитацию и благоустройство, а это где-то 30 % от общего объема…

Не сомневаюсь, что в отделе капремонта работа не из легких. И мы не жаждем, чтобы кого-то наказали. Просто хочется жить в нормальных человеческих условиях. И чтобы подобные истории повторялись как можно реже.

К слову, в 2017 году и в начале 2018-го не давали доступ для работ по замене трубопроводов системы газоснабжения владельцы и наниматели около 70 квартир, расположенных на территории ЖКХ № 1. Но с большинством из них удалось договориться. Были высланы 6 уведомлений, лишь одно дело дошло до суда.

Суд да дело

Когда материал был готов к печати, заведующая сектором организационно-кадровой и правовой работы ЖКХ № 1 Фрунзенского района Ольга Барановская сообщила, что документы поданы в суд:

Процесс может длиться до двух месяцев. Будем просить, чтобы ускорили рассмотрение дела. Если ответчики не явятся на заседание суда, возможно, вынесут заочное решение. Но его по кассационной жалобе могут отменить.

Получается, что ожидание может затянуться надолго…

У кого больше прав

Удручает факт, что жильцы-нарушители не слишком боятся наказаний, в том числе штрафов, потому что нет конкретных и действенных механизмов привлечения их к ответственности. В то же время почему бы, к примеру, не провести газопровод в обход их квартиры по фасаду здания? А изменение ПСД и работы — за счет виновников?

Увы, даже решение суда — не финишная прямая. Судебные исполнители могут наткнуться на то же упрямство жильцов. А вскрытие квартир по-прежнему считается самой крайней мерой…

Справочно

Обязанность предоставлять доступ в жилище проходит красной строкой через несколько нормативных актов Республики Беларусь: «Закон о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (ст. 18), Жилищный кодекс (ст. 26), Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, утвержденные постановлением Совета Министров от 21.05.2013 г. № 399 (п. 7.7). Кроме того, подпунктом 16.1. Правил установлено, что гражданам в жилом доме запрещаются действия (бездействие), приводящие к «нарушению условий проживания граждан в других жилых помещениях, а также препятствующие осуществлению прав и законных интересов других граждан и организаций».

Самое читаемое