Буквально неделю назад были озвучены нововведения, ожидающие школьников в будущем учебном году. Самое долгожданное событие – возвращение профильных классов, которые отныне могут быть организованы в каждом учебном заведении. Однако любая новинка, словно медаль, имеет две стороны.
Начнем с приятного. Если раньше выбирать профиль можно было всего из четырех вариантов, то отныне все ограничения будут сняты. К тому же усиленно изучать тот или иной предмет школяры будут не за счет увеличения количества отведенных на него часов, а по новым программам, разработать которые нам обещают уже к следующему учебному году. Правда, при выборе специализации руководство учебного заведения будет ориентироваться не на желание учеников и их родителей, а на материальную базу школы и квалификацию педагогов. Те, кто не сумеет подобрать для себя нужный профиль, смогут перейти в другую школу либо учиться в классах, дающих «базовые» знания – отменять их не планируют, а из соответствующих программ обещают убрать «побочные» темы, вызывающие немало нареканий у родителей и педагогов.
Но вот тут и возникают вопросы. Примет ли «чужого» ученика соседняя школа? На днях коллеги с другого интернет-ресурса опубликовали статью на данную тему. Оказывается, не спешат учебные заведения брать детей со стороны. А если еще учесть, что кое-где уже в нынешнем учебном году четыре девятых класса превратились в один (пусть и суперукомплектованный!) десятый, можно предположить, что пробиться в него было непросто даже тем, кто учится в школе с первого класса.
Тут же возникает еще одна проблема – проходной балл. Предполагается, что по профильному предмету он должен быть не ниже 7, а средний — не ниже 6. С одной стороны, все верно — слабые ученики попросту не потянут изучение предмета на повышенном уровне. А с другой — вот уж простор для, не побоюсь этого слова, проявлений коррупции во всех ее видах! Многие из тех, чьи дети учатся в гимназиях, это уже прочувствовали сполна, еще в начальной школе. Будем откровенны – все мы, родители, прекрасно знаем, что некоторые учителя «экономят» на отметках, благо десятибалльная система дает им такую возможность. Вроде бы мало чем отличаются десятка от девятки или девятка от восьмерки. Однако иллюзии рассеиваются, когда дело доходит до подсчетов среднего балла. Не случится ли нечто подобное с девятиклассниками? Могут ли чиновники от образования гарантировать нам, родителям, что годовые отметки детей не будут зависеть от того, какая сумма собрана на подарок учителю? И почему решать, будет ли ребенок учиться в математическом (филологическом, биологическом и т.д.) классе, станут не только учителя математики, русского языка и биологии, но и преподаватели труда и физкультуры? Ничем не хочу обижать представителей данных профессий, среди которых немало достойных и заслуженных людей, но глупо ведь лишать возможности учиться в 10-м классе талантливого математика из-за того, что у него неважные оценки по физкультуре! Точно так же, впрочем, как и как не пускать в десятый класс будущего гения филологии из-за неважных отметок по физике. Страшна ведь не возможность поступления в колледж вместо вуза – обучение всегда можно продолжить (после иных средних специальных учебных заведений даже по сокращенной программе), а то, что судьба талантливых ребят будет решаться успеваемостью по абсолютно непрофильным для них предметам. Правда, завуч одной из минских гимназий сказала мне, что подобные ученики встречаются крайне редко – как правило, талантливые дети неплохо успевают по всем предметам и среднестатистическая «шестерка» для них не проблема. Но все же, наверное, не зря в моей домашней библиотеке хранится книга с говорящим названием «Как троечник Дарвин стал великим ученым».
Новость номер два – это то, что … новостей не будет! Изучение истории и географии на белорусском языке, о котором уже несколько месяцев жужжат пользователи форумов интернета, принудительно никто вводить не собирается. А если у учащихся возникнет коллективное желание перейти на второй государственный язык – нет проблем! Учебников на обоих языках в стране достаточно. Думается, это грамотный подход. В прошлом году одна из газет опубликовала беседу со школьной учительницей литературы, рассказавшей о том, как она «переводит» для детей строки классика: «Ямщик сидит на облучке в тулупе, в красном кушаке». Действительно, современные городские дети, видевшие коня только в зоопарке, понятия не имеют, кто такой ямщик и во что его угораздило нарядиться! Но, к сожалению, та же проблема существует и с белорусским языком: не имеющие деревенских бабушек-дедушек и не слышащие языка даже по телевидению школяры попросту не понимают литературных произведений. Что уж говорить про географические и исторические термины? И все ли учителя географии и истории владеют «мовай» на достойном уровне? В противном случае изучение важных и интересных предметов может превратиться в кошмар.
И, наконец, еще одна новинка будущего учебного года — появление (или возвращение) в расписании предмета «отечественная и мировая художественная культура». В программу он будет вводиться постепенно, заменив, к примеру, у пятиклашек урок рисования. И снова палка о двух концах! Благие намерения возвратить интересный предмет, не увеличивая при этом общей нагрузки на детей, приведут к исчезновению урока, развивающего не только образное мышление, но и столь важную для развития мозга мелкую моторику! Буквально на каждом шагу ученые твердят о том, что именно она взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (то есть координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся наша дальнейшая жизнь требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы производить множество разнообразных бытовых и учебных действий. Как восполнят недостаток подобного ценнейшего навыка дети, если с уроков труда практически исчезли иголка с ниткой и даже работу с клавиатурой компьютера и телефона заменили сенсорные экраны, не требующие особой ловкости рук? Оставалось рисование, предмет, пользу которого признаю даже я, человек, у которого в этой области обе руки левые! Очень обидно, что и оно постепенно исчезает из школьного расписания.
Хочется верить, что в общей сложности очередные перемены в школьной жизни пойдут на пользу детям, их родителям и учителям. И все же с какой ностальгией вспоминаются теперь мои школьные годы, окончившиеся более четверти века назад! Со стабильными, постоянными программами и выверенными учебниками, с предметами, прекрасно умещающимися в расписание уроков. Жить тебе в эпоху перемен! Некогда желали своим недругам древние китайцы. А сегодня мы ждем, когда же, наконец, окончатся всевозможные перемены в школьной жизни наших детей и внуков, когда в учебных программах наступит столь долгожданная стабильность, а учебные предметы перестанут выпихивать друг друга из расписания. И каждый год надеемся на то, что в школьных реформах наконец-то настанет передышка.