1200h90 3

«Жизнь ощущалась острее». Как минская художница столкнулась с онкологией, но продолжила творить

Побеседовали с минской художницей, у которой диагностировали рак. Способно ли искусство прокормить творца и почему табу стоит разрушать? История всколыхнувшей белорусское арт-пространство Ирины Котовой – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

0060

Тяга к искусству преследовала Ирину на протяжении всей жизни. Обучившись технической специальности, она стала работать по образованию в одной из крупных столичных компаний. И все-равно при случае забегала в художественные музеи разных стран во время зарубежных командировок. Восторгалась графикой, поражалась скрупулезности авторов работ, написанных в реализме. Но больше остального собеседницу всегда трогали произведения, в которых читалась «голая эмоция». Это был экспрессионизм, иногда наив – полотна, где отражался душевный порыв автора.

– Мои картины выполнены в экспрессионизме, но при этом не ставлю себе каких-то границ, которые нельзя пересекать. Первостепенным ориентиром всегда остается эмоция – для меня важно вложить ее в картину и тем самым донести посыл до аудитории, – делится рассуждениями о своем творчестве И. Котова.

0004

От зарубежного рынка до белорусского арт-пространства

Ирина стала позиционировать себя в качестве профессионального художника после того, как создала тематический профиль в Instagram и начала развивать его. Изначально она вообще не использовала для подписей и прочего русский язык – приоритет был отдан английскому, так как собеседница надеялась выйти на зарубежный рынок. И действительно, через какое-то время И. Котова стала продавать свои картины на крупных заграничных платформах-магазинах, предназначенных для ценителей искусства.

– Одно из полотен я отправила в Америку, другое – в Европу, но спустя год работы в таком формате стала ощущать себя некомфортно. Если кратко, то отчаянно нуждалась в единомышленниках. Потом вспомнила о том, что есть еще и белорусское арт-пространство. Стала его изучать, ходить на выставки коллег, постепенно знакомиться с основными фигурами столичных творцов, – рассказывает собеседница.

В начале 2022 года И. Котова пошла на курс минской художницы Надежды Хмыль. Собравшихся обучали тому, как «говорить» своими картинами – глубоко прорабатывать выбранную тему перед тем, как переносить ее на холсты. Там Ирина и нашла этих самых единомышленников, сложилось своего рода комньюнити. Общение с членами сообщества собеседница поддерживает и сейчас.

0052

– Однако для того чтобы окончательно закрепить за собой статус художника, мне все-таки нужно было признание извне. И я поверила в себя после того, как в 2022 году попала на «Осенний салон», где получила второе место за представленную зрителям инсталляцию, – вспоминает И. Котова, – Тогда у меня пошли первые крупные продажи. Безумно радовало наличие обратной связи от аудитории.

Финансовый вопрос

Учитывая, с каким скепсисом изначально к профессии художника относились родители Ирины, вполне логичным будет затронуть вопрос финансов. Итак, способно ли искусство прокормить творца?

– Я знаю такие примеры, но это крайне редкие случаи, и характерны они в большинстве своем для художников, которые буквально «штампуют» картины. Тут возникает вопрос на тему того, не превращается ли искусство при таком раскладе в ремесло. Для меня ответ будет однозначным и утвердительным, – делится художница.

0051

По словам собеседницы, стабильности на поприще творческой деятельности нет: периодами картины активно продаются, а потом на какое-то время наступает затишье.

Сама Ирина не ставит перед собой цели создавать много работ, и для нее более приемлем такой расклад, когда творчество остается способом выражения эмоций, не являясь при этом основным источником дохода. Кроме этого, концепция подстраивания под аудиторию с целью получения прибыли от собеседницы максимально далека.

– Мои работы в большинстве наполнены скорее отрицательными эмоциями. В самом начале творческого пути я консультировалась с московской художницей, чтобы понять, в каком направлении мне двигаться, и она посоветовала рисовать более позитивные картины – мол, они лучше продаются. Однако для меня в творчестве важна искренность, и в том, чтобы транслировать зрителю искусственную эмоцию, я просто не вижу смысла. Поэтому последовать ее совету я не смогла.

0022

В 2023 году у минской художницы диагностировали рак молочной железы.

– После того как я узнала о своем диагнозе, мои работы стали проекцией в большинстве своем этапов проживания болезни. Я удивлялась сама себе, проходя в то время через весь спектр эмоций – от негативных до позитивных, а порой и вовсе смешанных. И искусство отчасти помогало мне облегчить душевную боль путем сублимации, – признается собеседница, – Но вместе с тем я стала чувствовать жизнь острее, ценить каждый день. Мне очень захотелось жить! У меня диагностировали онкологическое заболевание – и одновременно с этим я осознавала себя счастливым человеком. Поняла, что радость и благополучие – лишь в нашей голове, и оно не зависит от внешних обстоятельств.

Разрушить табу

Касаясь темы своего диагноза, И. Котова отмечает, что онкология – достаточно распространенная болезнь, но она всегда идет рука об руку с некой табуированностью. Про рак очень мало говорят, что отчасти объясняется внутренним страхом перед недугом.

0086

– Мне же, наоборот, хочется поднимать эту тему – так люди быстрее поймут, что онкология – не приговор, а просто болезнь, с которой можно жить, – считает Ирина. – Одна из моих работ, представленных на персональной выставке в январе текущего года, называется «Невеста». Эта инсталляция – раскрытие концепции того, откуда появляется онкология, мой субъективный взгляд на причины ее возникновения. На сегодняшний день, по словам медиков, есть несколько гипотез зарождения рака: генетическая, вирусная, гормональная и т. д. При этом ни одна из них не доказана. В процессе создания инсталляции я ориентировалась не только на свой опыт и соответствующую литературу. Во время прохождения лечения также собирала истории людей, столкнувшихся с раком, и везде видела определенные закономерности, предшествующие болезни.

К слову, справиться с поставленным диагнозом собеседнице помогало именно творчество – летом 2023 года она начала писать с новой силой. Еще одним глотком свежего воздуха для художницы стала йога.

В 2022 году Ирина прошла обучение на инструктора по хатха-йоге в Индии. Правда, сейчас девушка не работает в этой сфере. Дело в том, что ее всегда больше привлекала кундалини-йога, и на данный момент художница обучается на инструктора этого направления. В будущем планирует все-таки попробовать себя в амплуа наставника.

– На самом деле я пошла получать сертификацию тренера по кундалини-йоге, когда только-только узнала о своем диагнозе. Конечно, были какие-то переживания, связанные с тем, что после химиотерапии и операции мне будет сложно выполнять физические упражнения, предусмотренные курсом. Но в результате все сложилось просто замечательно. После выполнения практик мне, наоборот, становилось легче, несмотря на плохое самочувствие, спровоцированное лечением, – делится И. Котова.

0090

В друзьях – сам посол Бразилии

Человеческое тело в работах столичной художницы лишено целостности, расщеплено, линии – намеренно искажены, часто используются контрастные цвета.

– Я всегда любила рисовать портреты. Для меня картина, где есть человек, пластика его тела, мимика, всегда интереснее, чем, к примеру, пейзаж. Поэтому в моих работах часто присутствуют женские образы, и нередко я транслирую через них собственные эмоции и чувства, – делится художница.

Затрагиваем и тему рабочего процесса, а если чуть конкретнее, то атмосферы. Ведь у каждого творца есть свои «ритуалы», которым он следует в процессе создания произведений. Кто-то предпочитает работать полностью обнаженным, другие – в полной тишине (даже используя беруши). А для Ирины очень важно оставаться в помещении в полном одиночестве – другие люди отвлекают даже своим присутствием. Именно поэтому общие пленэры художница не жалует. Также собеседница любит включать фоном музыку или уже просмотренные, нередко даже не раз, фильмы: например, картины Ларса фон Триера.

За правильной атмосферой, как известно, кроются прекрасные работы. И оценить их по достоинству готовы не только рядовые минчане или «коллеги по цеху» – в друзьях у И. Котовой сам посол Бразилии. А началось все с того, что он купил картину художницы на благотворительном аукционе. Позже связался с самой Ириной, спросил о том, где можно увидеть больше ее работ. Впоследствии купил еще несколько картин. А потом предложил И. Котовой и еще одной художнице – Юлии Качур – сделать у нас для посольства Бразилии выставку об этой стране. И задумка была реализована.

0010

– Экспозиция получилась классной. В ней кроме нас с Юлей участвовало еще 14 белорусских художников. А куратором экспозиции стала Надежда Хмыль. На выставке было много интересных активностей вроде дегустации кофе, выступлений и мастер-классов по бразильским народным танцам, таким как бачата и капоэйра. В целом меня вдохновляет то, как сильно людям такого уровня нравится искусство, в том числе белорусское, и как искренне посол Бразилии Бернард и его супруга Натерсия поддерживают молодых художников, – говорит И. Котова.

Фотографии Натали Липченко 

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Манька-Облигация, свадьба Гитлера, монумент «Беларусь партизанская». Этот день в истории: 29 апреля

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 29 апреля в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1815 год. Первая публикация 16-летнего Александра Пушкина

foto pushkin 1 scaled 1

В этот день читатели журнала «Русский музеум» прочли строки:

…Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед…

«Воспоминания в Царском Селе» — первая публикация 16-летнего Пушкина, которую он подписал своим именем.

Написано стихотворение в октябре — декабре 1814 года. В этот год и вообще во время учебы в Лицее юный Пушкин довольно часто обращается к впечатлениям своего детства. До 1816 года он практически безотлучно находился в своем любимом Царском Селе.

Впрочем, стихотворение знаменито не своим содержанием, а одобрительной реакцией на него Гавриила Державина, о чем сам Пушкин позже напишет:

Старик Державин нас заметил,
И, в гроб сходя, благословил.

«Воспоминания в Царском Селе» Пушкин читал 21 января 1815 года на публичном экзамене в Лицее в присутствии Державина. «Я не в силах описать состояние души моей, — вспоминал позднее юный поэт. — Голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом». По свидетельству Ивана Пущина, Державин «в восторге, со слезами на глазах, бросился целовать его (Пушкина) и осенил кудрявую его голову».

«Я не умер, — воскликнул Державин. — Вот, кто заменит Державина!».

В дальнейшем, когда раскрылся гений Пушкина, это событие приобрело вид символической передачи творческой эстафеты от первого поэта XVIII века первому поэту XIX века.

1925 год. Николай Бухарин впервые запускает в оборот фразу «генеральная линия партии»

buharinnikiv73

Это выражение в советскую эпоху стало настолько расхожим и часто употребляемым, что, казалось, существовало со времен основания большевистской партии и являлось по меньшей мере продуктом коллективного творчества партийных теоретиков. На самом деле понятие «генеральная линия партии» ввел в политический лексикон член Политбюро ЦК ВКП(б) Николай Бухарин, выступивший в заключительный день работы XIV партийной конференции с изложением своей позиции и своих взглядов по текущему моменту. В то время Бухарин боролся с «троцкистской» оппозицией и противопоставлял себя, сторонника генеральной линии, «левому уклону» в партии в лице Троцкого, Зиновьева и Каменева.

Правда, наступит 1929 год, и Сталин поставит вопрос так, что всякое, даже малейшее несогласие с генеральной линией партии в условиях обострения классовой борьбы будет означать «правый уклон». Найдут «правый уклон» и в деятельности самого автора термина (позднее Бухарин будет осужден и расстрелян).

В анкетах сталинского периода существовал вопрос: «Были ли колебания и отклонения в проведении генеральной линии? Когда? Какие?» Утвердительный ответ на него означал конец служебной карьеры, а впоследствии — тюремное заключение и ссылку. В сравнительно «мягкие» 1960-е годы ответ на этот, теперь уже устный вопрос, шутливо обыгрывался: «Колебался вместе с генеральной линией партии».

1945 год. В окруженном советскими войсками Берлине, в подземном бункере имперской канцелярии Адольф Гитлер и Ева Браун справляют свадьбу

237327 gitler braun

Браун познакомилась с Гитлером, работая помощником его официального фотографа. Выросшая в католической среде среднего класса, Ева проводила время с Гитлером вдали от публики, развлекаясь катанием на лыжах и плаванием. Она не оказала заметного влияния на политическую карьеру Гитлера, но привнесла определенный уют в жизнь диктатора. Верная до конца, она отказалась покинуть берлинский бункер при приближении Красной армии.

В ночь на 29 апреля Гитлер и Браун соединились узами брака. Вот как об этом пишет в мемуарах телохранитель и телефонист фюрера Рохус Мишек, который одним из последних видел диктатора живым:

«Вскоре после полночи я заметил в бункере человека, которого никогда не видел раньше. Хенчель (Hentschel — машинист в бункере), кажется, был поражен не меньше меня, когда мужчина и двое провожатых целеустремленно прошли мимо нас.

«Кто же это все-таки был?», — спросил я Хенчеля. — «Служащий загса». — «Кто?». Я должно быть ослышался, но Хенчель повторил: «Служащий загса!». Речь шла о сотруднике муниципалитета Вальтере Вагнере (…).

«Шеф сегодня женится», — объявил мне приятель (…). Так, я узнал о предстоящей свадьбе Гитлера и Евы Браун. Я увидел, как Вагнер исчез в кабинете Гитлера, оба провожатых остались стоять напротив. За дверьми кабинета Ева дала Гитлеру согласие. Борман и Геббельс, по-видимому, исполняли обязанности свидетелей при бракосочетании. Примерно в полвторого дело было завершено (…).

Я оставался на своем месте и обдумывал, как я должен теперь обращаться к Еве, когда ее встречу. «Госпожа Гитлер» — это казалась для меня невозможным. Еве, девушке «фюрера», обращение «фрау Гитлер» не подходило, и Гитлеру то, что он состоит в браке, тоже не подходило.

Приятели позже обсуждали, что Гитлер только потому захотел сделать Еву «фрау Гитлер», чтобы до конца сохранить соглашение. Прежде всего, из-за родителей Евы. Все должно было быть приведено в порядок. Брауны не должны были стыдиться, что их дочь умерла сожительницей.

Мысли о том, как правильно обращаться к Еве Гитлер и вся болтовня о бракосочетании снова отступили перед сверлящим вопросом: когда же все это закончится самоубийством?..».

Британцы Джонатан Майо и Эмма Крэйги в своей книге «Последний день Гитлера. Минута за минутой» в деталях восстановили свадьбу фюрера. Они пишут, что на Гитлере были повседневные черные брюки и мятый серый армейский китель. Невеста надела длинное платье из черного шелка, дополнив наряд золотой цепочкой с подвеской из топаза и золотыми часами. Волосы она заколола бриллиантовой заколкой.

При оформлении брака жених и невеста не смогли предъявить документы, подтверждающие их арийское происхождение, политическую благонадежность и прочие предписанные гитлеровскими законами данные. Учитывая военную обстановку, пара просила принять на веру их устные заявления о том, что они принадлежат к высшей расе и не страдают наследственными заболеваниями. Служащий загса Вагнер (к бункеру он приехал на танке) зафиксировал в документе, что их просьба удовлетворена.

Жених и невеста обменялись наспех добытыми кольцами, которые в итоге оказались им велики. Вся церемония длилась не более десяти минут.

Затем был устроен небольшой банкет, который стал последним торжеством в истории нацистской Германии. На нем гостей угощали шампанским, чаем и бутербродами. Гитлер ограничился маленьким стаканом венгерского вина с сахаром. Согласно воспоминаниям свидетелей, Ева была в ту ночь как никогда весела и чувствовала себя прекрасно.

На следующий день молодожены покончили с собой.

1955 год. Родилась Лариса Удовиченко, актриса театра и кино, народная артистка России

Ее детство прошло в Вене, где отец работал военным врачом, а юность — в Одессе. Лариса занималась в актерской студии при Одесской киностудии и впервые появилась на экране в 15 лет в короткометражном фильме «Счастливый Кукушкин» режиссера Александра Павловского. Спустя два года она поступила во ВГИК и стала любимой студенткой Тамары Макаровой и Сергея Герасимова, давших белокурой одесситке путевку в большое кино. В картине своих учителей «Дочки-матери» второкурсница Удовиченко сыграла свою первую серьезную роль.

В 1984 году Удовиченко — заслуженная артистка РСФСР, а в 1998-м — народная артистка России и любимица миллионов телезрителей. Она снялась более чем в 120 фильмах, среди которых «Трын-трава», «И это все о нем», «Успех», «Любить по-русски», «На кого бог пошлет».

Оглушительная слава пришла к ней с ролью незабвенной Маньки-Облигации в культовой пятисерийной ленте «Место встречи изменить нельзя». Режиссер Станислав Говорухин видел Удовиченко в образе милиционера Вари Синичкиной, но молодая актриса посчитала эту роль слишком «пресной» и отказалась от нее. Прочитав сценарий, она сама заинтересовалась другим персонажем — девицей из преступного мира Марией Колывановой, работавшей под кличкой Манька-Облигация, и попросила режиссера попробовать на эту роль ее. Говорухин долго отпирался, убежденный в том, что у дамы легкого поведения, связанной с криминальными личностями, не может быть такого милого и наивного лица, как у Ларисы. Наконец, просмотрев несколько претенденток и не удовлетворившись результатом, Говорухин махнул рукой: пробуйся. Интересно, что фразу о правописании — «облигация» или «аблигация» — на допросе в кабинете Глеба Жеглова придумала сама Удовиченко.

После выхода сериала актриса проснулась знаменитой.

2005 год. В Минске на пересечении Партизанского проспекта с улицей Енисейской торжественно открывают архитектурно-скульптурный знак «Беларусь партизанская»

004a4213

В церемонии приняли участие Президент Беларуси Александр Лукашенко, а также участники партизанского движения и подполья из 30 стран.

Мемориал возведен по проекту Валентина Занковича, белорусского архитектора и скульптора, лауреата Ленинской премии, одного из авторов мемориальных комплексов «Брестская крепость-герой» и «Хатынь».

Работа над памятником продолжалась три года. Его макет прошел более 100 согласований с общественностью, специалистами и властями.

Колонна возвысилась на 21 м. Каменотесы вырубали ее из цельного гранита, привезенного из карьера в Житомирской области.

Барельефы у основания колонны напоминают о происходящем в годы Великой Отечественной войны: как прежде мирные люди уходили в леса, как создавали партизанские отряды, как с оружием в руках становились на защиту родной страны.

На верхушке колонны — композиция высотой 5,5 м, изображающая семью партизан. Женщина в одной руке держит оружие, в другой — ребенка, мужчина с винтовкой на плече. Над ними свободно развевается знамя.

Вес скульптурной композиции — 14 т, самой колонны — 220 т.

Александр Лукашенко возложил корзину цветов к подножию мемориала, почтил минутой молчания память погибших в годы войны.

Глава государства выразил уверенность, что мемориальный знак «Беларусь партизанская» станет местом, куда будут приходить минчане и гости столицы, приводить детей и внуков, сюда будут приносить цветы молодожены. «Этот памятник расскажет им о вашем, дорогие ветераны, героическом подвиге, — сказал белорусский лидер. — Спасибо вам за славное прошлое, спокойное настоящее и прекрасное будущее. За то, что отбили желание у недругов прийти на нашу прекрасную землю и попытаться ее поработить».

В Советском районе при пожаре погибла женщина

За прошедшие сутки в столице зарегистрировано два пожара, при одном из них погибла женщина. На оказание технической помощи спасатели выезжали 14 раз, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на МЧС.

pozhar 4

Фото носит иллюстративный характер

Информация о возгорании на Логойском тракте, 1/1, поступила 29 апреля в 4:14. Выяснилось, что огонь охватил и повредил имущество в кухне и на балконе, закоптил однокомнатную квартиру. А на полу в ванной работники МЧС обнаружили погибшую хозяйку.

Помимо этого, в 23:02 в Московском районе в пер. С. Ковалевской, 57а, вспыхнуло имущество в жилой комнате. О пожаре стало известно благодаря сработавшей системе передачи извещений о ЧС «Молния».

Причины инцидентов устанавливаются.