Жизнь особенных детей: как вспомогательные школы-интернаты помогают в адаптации

Как живут воспитанники столичной вспомогательной школы-интерната № 10 и почему такие заведения жизненно необходимы, узнавала корреспондент агентства «Минск-Новости».

В школе-интернате живут полторы сотни детей с различной степенью интеллектуальной недостаточности. Благодаря педагогам ребята кто как может овладевают бытовыми навыками, учатся адаптироваться в обществе.

 

В этой школе когда-то учились родители Кристины. Сейчас воспитываются она и брат
В этой школе когда-то учились родители Кристины. Сейчас воспитываются она и брат

Кристине 12 лет. Руководитель кружка «Рукоделие» Лариса Рогозянская расхваливает девочку: и умница, и внимательна, и вышивает старательно.

В этой же школе когда-то учились родители Кристины. Сейчас воспитываются она и брат Владислав.

 

В кабинете озеленения
В кабинете озеленения

Парня застали в слесарной мастерской. В школе-интернате ребят учат таким вещам, которые помогут во взрослой жизни заработать самостоятельно. К примеру, плести из лозы, шить, ухаживать за растениями. Руководители кружков – профессионалы в своем деле. Многие из них, например Валерия Кочергина, Людмила Колонтай, Клавдия Игошина и другие, работают здесь со дня основания, а это более 30 лет.

– Моя мама работала здесь, когда школа еще была детским домом, – говорит заместитель директора по учебной работе Лилия Кустанович. – Я видела, как она заполняла журналы, готовилась к занятиям, и с детства мечтала стать учительницей. Окончила институт, с тех пор – здесь.

 

Клавдия Игошина работает в школе с 1978 года
Клавдия Игошина работает в школе с 1978 года

В учреждении два отделения. Первое – для ребят с легкой степенью интеллектуальной недостаточности. Второе – для более тяжелых детей.

– Многие попадают сюда после обучения в интегрированных классах, – рассказывает учитель-дефектолог второго отделения К. Игошина. – Загнанные, замкнутые… Родители надеялись, что среди здоровых ребят их чадо будет развиваться быстрее, но чуда не произошло. Общество пока не готово принять особенных детей.

В темной сенсорной комнате – специальная интерактивная среда. Здесь есть мебель, наполненная гранулами, релаксационное оборудование, создающее светоэффекты, звуки, запахи. Все это способствует развитию детей-инвалидов в эмоциональном, речевом и социальном планах.

– Посмотрите на Танечку, – продолжает Клавдия Сергеевна. – Когда пришла к нам, совсем не разговаривала. А сейчас говорит.

 

В сенсорной комнате
В сенсорной комнате

Для ребенка со сложным диагнозом это действительно большой успех. Девочка учится в классе, где вместе с ней всего шесть человек. К каждому здесь – индивидуальный подход.

Педагоги осуществляют патронажное сопровождение воспитанников в течение двух лет после окончания школы. Некоторые ребята получают специальное образование – становятся малярами, штукатурами, швеями. Детей с тяжелыми нарушениями здоровья прикрепляют к территориальным центрам социального обслуживания населения по месту жительства.

 

В одном из классов второго отделения
В одном из классов второго отделения

По словам педагогов, сегодня многие сетуют на то, что такие школы обременительны для бюджета. Но пример Тани и еще десятков ребят, которые учатся здесь, – подтверждение тому, что такие учреждения жизненно необходимы.

– Этих детей я называю божьими, – говорит директор вспомогательной школы-интерната № 10 г. Минска Владимир Сексяев. – Они приходят на землю, чтобы мы помнили, что такое отзывчивость, сострадание, любовь к ближнему.

Фото автора

Самое читаемое