Журналисты агентства «Минск-Новости» провели творческую планерку в Музыкальном театре

Творческая планерка журналистов агентства «Минск-Новости» прошла в Белорусском государственном академическом музыкальном театре, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Музыкальный – одно из крупнейших театрально-зрелищных учреждений Беларуси. Это разножанровый театр, в репертуаре которого – оперетты, мюзиклы, музыкальные комедии, балеты, ревю, спектакли для детей, экспериментальные музыкально-драматические постановки. А вот о том, что происходит за закрытым занавесом, знают немногие: Музыкальный редко проводит экскурсии по закулисью. Однако перед журналистами агентства «Минск-Новости» он открыл все свои двери.

Для начала гостей пригласили в оркестровую яму. У музыкантов в этот момент был перерыв, что дало нам возможность едва ли не занять их места.

Вот здесь у нас «тяжелая артиллерия» – виолончель и контрабас, — показала директор оркестра Татьяна Пшонь. – Вон там сидят медники и альты…

Яма тесная и глубокая. Симфонический оркестр артистов, играющих в спектакле, видеть не может. Сцена – только перед глазами дирижера, стоящего за своим пультом. А музыканты смотрят на дирижера и ловят его указующие персты.

О том, что в Музыкальном театре 11 этажей, нам поведала гид по закулисью – редактор пиар-группы службы маркетинга Евгения Спруть. Из одиннадцати полтора этажа – подземные.

Пробираясь узкими, невзрачными, полутемными коридорами и лестницами с этажа на этаж, журналисты шутили: вот она, тренировка тела и духа.

В слесарном и столярном цехах недавно завершили изготовление реквизита для балета «Титаник». В частности, сделали лодки, на которых спасались несчастные пассажиры с парохода. Лодки нам вскоре показали в одном из «карманов», специальном помещении сбоку от сцены, где хранятся крупногабаритные декорации.

…Театральные «карманы» полны чудес. Здесь стоит телефонная будка из мюзикла «Моя прекрасная леди», а неподалеку – пулемет из музыкальной комедии «Свадьба в Малиновке», клавесин из мюзикла «Стакан воды» и… стог сена из комедии «Бабий бунт». Этакая «декорация для фантасмагории»! Она постоянно меняется и только на первый взгляд кажется нагромождением вещей: техническая служба знает, где какая штуковина находится.

Бряцая фотоаппаратами и тяжело дыша, журналисты взобрались на шестой этаж и попали в огромный живописно-бутафорский цех, пол которого устлан разрисованными задниками для балета «Лебединое озеро». Задники подсыхали, а мы знакомились с мастерами живописных декораций, в частности, с художником Владимиром Жуковым, который уже более тридцати лет служит в театре. Сейчас в фойе театра, на втором этаже, выставлены его философские пейзажи.

Живописно-бутафорский цех имеет несколько подразделений. Здесь также изготавливают шляпки, украшения, плетеные корзиночки и много иных важных мелочей. У этой мастеровитой команды есть свой гимн, который написал бутафор Николай Дуборезов:

— «Бутафор». Это гордое слово никакие ветра не сотрут. В этом слове – театра основа. Клей. Картон. Ткань. И творческий труд…

«Брильянтовые» колье, броши с «рубинами», перья из хвостов диковинных жар-птиц… Ах, как журналисткам хотелось почувствовать себя артистками: примерить шляпку из «Голубой камеи» или диадему Одиллии из «Лебединого озера», а затем приклеить ресницы и натянуть нитяные перчатки!..

Но нас ждала служба костюмирования спектакля и его бессменный руководитель Галина Сердюкова.

Вместе с мужем, артистом Василием Сердюковым, Галина приехала в Минск в далеком 1970 году. Музыкальный театр стал для них настоящим домом. Самые яркие страницы жизни связаны с театром. Состоялась семья, состоялись судьбы. Василий Васильевич – заслуженный артист Беларуси, Галина Никифоровна – знаток всех 12 складов, наполненных театральными костюмами. Их очень много — несколько тысяч. И все сохранены, приведены в порядок. Музыкальный – театр экономный. При нехватке денег вместо того, чтобы шить новый костюм, берут старый со склада, или, как говорят, из подбора.

А постороннему человеку взять костюм или платье напрокат можно? – спросили гостьи. – Например, чтобы поехать на новогодний бал…

Оказалось, можно. А еще лучше – оформить заказ и сшить платье у театральных мастериц.

Фасон платья можно «списать» прямо с персонажа оперетты или мюзикла.

Художник-постановщик Любовь Сидельникова рассказала, какие ткани она использовала, когда создавала костюмы пассажиров для балета «Титаник». Оказалось, что аристократию Любовь Октябриновна одела «по-богатому»: в шелк и кружева.

Святая святых – сцена. Нас попросили по ней не ходить, потому что площадка подготовлена для вечернего спектакля-балета, здесь уложен специальный балетный линолеум, который является очень важной частью постановки. К слову, уезжая на гастроли, танцовщики берут рулоны такого линолеума с собой. У края сцены стоят поддончики с канифолью — это тоже важная составляющая балета: канифоль не дает балерине поскользнуться во время танца.

— А где у вас обитает «призрак оперы»? – раздался вопрос.

Наш экскурсовод Евгения Спруть ответила, что, как у всякого уважающего себя театра, у Музыкального такой призрак также имеется. Театр строился в начале 1980-х не на пустыре. Здание как бы вобрало в себя дом культуры тонкосуконного комбината, конфигурацию имеет сложную, ветвистую. А так как с тех пор капитального ремонта не было, то пресловутому «призраку оперы» есть где спрятаться. Был даже в истории театра такой период, когда фантом из-за чего-то рассердился, и у артистов начались травмы…

Впрочем, пусть зрителей это не тревожит, заключила Евгения Андреевна и рассказала о надежном противопожарном занавесе, который весит 13 тонн. Сейчас он спрятан, но если опустится, то полностью изолирует зрительскую часть театра от служебной.

Возле балетного зала мы заметили весы. Танцовщики тщательно следят за собой, в еде не переборчивы, но стараются не переедать. Впрочем, за спектакль каждый худеет на два-три килограмма…

Точку в экскурсии поставила репетиция молодежной группы эстрадного танца. Подростки показали степ и чарльстон. Заметим, что дети нередко участвуют в спектаклях БГАМТ, и не только в детских, но и во взрослых: как настоящие артисты создают на сцене иллюзию жизни.

После путешествия по закулисному миру в фойе состоялся серьезный разговор за круглым столом, в котором главенствовал директор БГАМТ Александр Петрович.

Одной из целей, которые мы выбрали, стало насыщение репертуара произведениями белорусских авторов. По нашей просьбе они пишут их по белорусским материалам, — сказал Александр Евгеньевич. – Еще девять лет назад мы объявили соответствующий конкурс. В итоге появился национальный мюзикл Владимира Кондрусевича «Софья Гольшанская». Сейчас для нас пишут музыку Олег Ходоско и Олег Залетнев. Озвучу еще один приоритет – международное сотрудничество. Даже Чрезвычайный и полномочный посол России в Беларуси Александр Суриков называет Музыкальный театром народной дипломатии. Мы дружим и обмениваемся сценами со многими российскими театрами, и не только музыкальными, но и драматическими.

Журналистов интересовала также материальная сторона театральной жизни. Разглядывая закулисье, они поняли: этот театр, мягко говоря, не купается в роскоши. Дотация на БГАМТ составляет всего 50 процентов. «Выкручиваемся», одним словом ответил директор на все вопросы.

Провели оптимизацию, ликвидировали хор как структурное подразделение, поэтому у нас увеличился состав солистов – в него вошли артисты хора. (Всего же в театре работает 480 человек. Прим. авт.) Зарабатываем на гастролях. Художественный уровень наших постановок настолько высок, что в России у нас аншлаги. А чтобы привлечь белорусского зрителя, все время выпускаем новые постановки. В этом сезоне открыли Экспериментальную театральную мастерскую «Сцена». Это наша Малая сцена.

Где же появилась Малая? На Большой! 80 стульев для зрителей размещены здесь же, на сцене, в трех метрах от артистов, которые играют, что называется, глаза в глаза. Успешным был первый спектакль – лирическая комедия «Свадьба в стиле ретро». 16 июля состоится еще одна премьера – спектакль по новелле Стефана Цвейга «Письмо незнакомки».

Театр завершает сезон сразу тремя нестандартными премьерами – это драма-версия «Жизнь и смерть Янки Купалы», балет «Титаник» и спектакль-прощание «Письмо незнакомки», — подытожил Александр Петрович. – Приходите 15 сентября на открытие нового сезона. Будет старый добрый Оскар Фельцман и его версия комедии Томаса Брэндона «Тетка Чарлея». Точнее, наша версия. Бабса Баберлея сыграет Александр Осипец. (28 сентября Александру Осипцу исполнится 45 лет. – Прим. авт.) Фактически это будет его бенефис.

Фото Елизаветы Добрицкой

ТОП-3 О МИНСКЕ

Загрузка...